На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Жена Ивана Грозного была с Кавказа.

С. Горский (1912), на основании русских летописей и дипломатической переписки, а также свидетельств очевидцев, оставил нам яркий и противоречивый портрет второй жены Ивана Грозного (всего же у русского царя за всю его жизнь только "официальных" жен было 8; практически все они были уничтожены или лично им, или же по его приказанию).

Мария выросла среди приволья гор, умела лихо скакать на коне, отлично владела оружием. Став царицей, она сумела поставить себя так, что венценосный муж исполнял все ее прихоти. На родине она с самого раннего детства привыкла к вооруженным столкновениям, к диким необузданным проявлениям мести, к крови. В первый же год брака Мария потребовала (и настояла), чтобы царь Иоанн сделал стольником ее 18-летнего брата, князя Петра Темрюковича. Выросшая среди Кавказских гор, привыкшая к охоте и опасностям, она жаждала бурной жизни. Тихая жизнь в тереме ее не удовлетворяла. Мария с восторгом присутствовала на медвежьих травлях и даже, к ужасу бояр, с высоты кремлевских стен наблюдала за публичными казнями. Она не только не удерживала Иоанна от кровавых расправ, но сама толкала его на них. Бояре ненавидели Марию, и она платила им тем же чувством. Чтобы прочнее привязать к себе царя, она потакала его наклонностям к разврату. Она окружала себя самыми красивыми девушками и сама указывала на них Иоанну. Оргии стали происходить в тереме царицы, чего прежде никогда не было. Мария, поощрявшая разврат, и сама не стеснялась. Почти на глазах Иоанна она чуть ли не каждый день меняла любовников. Если же находились бояре, осмелившиеся намекать Иоанну, что царица ведет образ жизни, недостойный ее высокого положения, Мария немедленно принимала меры, и смельчак попадал в ссылку или на плаху. Судьба прелестной Гуащэней и ее ближайших родственников была трагичной. Узнав об участии Марии в заговоре против царя, Иоанн велел поставить царицу под бдительный надзор опричников, никого к ней не пускать и ей не позволять покидать Кремлевский дворец. Это распоряжение царя произвело на Марию сильное впечатление. Как отмечает С. Горский, пылкая южанка, лишенная возможности удовлетворять свои страсти, начала чахнуть. 1 сентября 1569 г. она скончалась. Русский историк Н.М.Карамзин так освещает этот эпизод: "1 сентября скончалась супруга Иоаннова, Мария, едва ли исренно оплаканная и самим царем. Распустив слух, что Мария, подобно Анастасии, была отравлена тайными злодеями, он приготовил тем Россию к ужаснейшим исступлениям своей ярости"...

Жена Ивана Грозного была с Кавказа.

С. Горский (1912), на основании русских летописей и дипломатической переписки, а также свидетельств очевидцев, оставил нам яркий и противоречивый портрет второй жены Ивана Грозного (всего же у русского царя за всю его жизнь только "официальных" жен было 8; практически все они были уничтожены или лично им, или же по его приказанию). Мария выросла среди приволья гор, умела лихо скакать на коне, отлично владела оружием. Став царицей, она сумела поставить себя так, что венценосный муж исполнял все ее прихоти. На родине она с самого раннего детства привыкла к вооруженным столкновениям, к диким необузданным проявлениям мести, к крови. В первый же год брака Мария потребовала (и настояла), чтобы царь Иоанн сделал стольником ее 18-летнего брата, князя Петра Темрюковича. Выросшая среди Кавказских гор, привыкшая к охоте и опасностям, она жаждала бурной жизни. Тихая жизнь в тереме ее не удовлетворяла. Мария с восторгом присутствовала на медвежьих травлях и даже, к ужасу бояр, с высоты кремлевских стен наблюдала за публичными казнями. Она не только не удерживала Иоанна от кровавых расправ, но сама толкала его на них. Бояре ненавидели Марию, и она платила им тем же чувством. Чтобы прочнее привязать к себе царя, она потакала его наклонностям к разврату. Она окружала себя самыми красивыми девушками и сама указывала на них Иоанну. Оргии стали происходить в тереме царицы, чего прежде никогда не было. Мария, поощрявшая разврат, и сама не стеснялась. Почти на глазах Иоанна она чуть ли не каждый день меняла любовников. Если же находились бояре, осмелившиеся намекать Иоанну, что царица ведет образ жизни, недостойный ее высокого положения, Мария немедленно принимала меры, и смельчак попадал в ссылку или на плаху. Судьба прелестной Гуащэней и ее ближайших родственников была трагичной. Узнав об участии Марии в заговоре против царя, Иоанн велел поставить царицу под бдительный надзор опричников, никого к ней не пускать и ей не позволять покидать Кремлевский дворец. Это распоряжение царя произвело на Марию сильное впечатление. Как отмечает С. Горский, пылкая южанка, лишенная возможности удовлетворять свои страсти, начала чахнуть. 1 сентября 1569 г. она скончалась. Русский историк Н.М.Карамзин так освещает этот эпизод: "1 сентября скончалась супруга Иоаннова, Мария, едва ли исренно оплаканная и самим царем. Распустив слух, что Мария, подобно Анастасии, была отравлена тайными злодеями, он приготовил тем Россию к ужаснейшим исступлениям своей ярости".

Не случайно поэтому Н. Карамзин делает вывод, что "... брак этот не имел счастливых действий. Современники пишут, что сия княжна черкесская, дикая нравом, жестокая душою, еще более утверждала Иоанна в злых склонностях, не умев сохранить и любви его". Интересно, что у историка М.Аутлева облик Марии представлен гораздо более привлекательным. По его словам, "Мария Темрюковна оказалась умной и волевой. Несмотря на свою юность, она проявила и незаурядный государственный ум."

Брат покойной царицы князь Михаил Темрюкович был посажен на кол по подозрению в отравлении очередной, третьей жены Иоанна — Марфы. Не менее трагичной была судьба и отца Гуащэней, а также и остальных ее братьев. По русским источникам, "... в 1570 г. крымский царевич Адил-Гирей ходил на земли черкасов и во время жестокого сражения с татарами князь Темрюк был тяжело ранен. А сыновья Темрюка — Мамстрюк и Булгайрук (Беберюк) взяты в плен и увезены в Крым". Кстати, относительно одного из этих братьев (Мамстрюка или иначе Майстрюка) сохранилась любопытная информация в древнерусских источниках. Будучи еще при дворе Ивана Грозного, шурин царя, хорошо владевший навыками национальной адыгской борьбы, не раз встречался с местными борцами. Об одной из этих схваток рассказывается в старинной русской песне:

Изошел он семь городов,

Поборол он семьдесят борцов,

И по себе борца нашел, —

И только думает ему вера поборотная есть,

У царя в каменной Москве.

С борцами сходится Майстрюк Темрюкович:

Борьба его ученая, борьба черкесская,

Колесом он бороться пошел.

Более подробно о последних годах кн. Темрюка повествует В.А. Потто. "Недовольный дружбой Темрюка с Московским государем, крымский хан Девлет-Гирей вторгся в земли шапсугов, разбил Темрюка на Кубани, а затем повернул на Москву и предал ее совершенному опустошению. Такая неудача, жестокие раны, полученные в последнем бою на Кубани и потеря двух сыновей, плененных Девлет-Гиреем, не охладили , однако, дружеских чувств Темрюка к Москве, и скоро мы видим его пришедшим со своими войсками под Азов на помощь московским воеводам. Царь весьма благодарил Темрюка за верность и щедро наградил кабардинцев, а для защиты их на будущее время заложена была Терская крепость на Сунже и царь, отдавая ее казакам, приказал им "беречи вотчину кабардинскую".

В период княжения Темрюка область влияния адыгов значительно расширилась. В 1570 г., по словам русского посла в Турции И. Новосильцева, Темрюк Идаров утверждал, что "... землю по Терке по реке и до моря (Каспийского. — Авт.) — его, Темрюкова, и зверь бил, и рыбу ловил". Князь Темрюк умер от старых ран, полученных в бою. Народ сохранил память о нем: Хахуэуэ ди пщышхуэ палЪэр, зэдилЪмэ л1ыхъуу щэджащэр диЬжкЪым — "Нет более доблестного героя храброго витязя нашего, князя Темрюка".

Источник
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх