Ни для кого не было секретом, что после наполеоновских войн необходимость сабли на поле боя все больше и больше подвергалось сомнению. Впрочем, сомнению подвергалась и роль кавалерии на этом самом поле: все более скорострельное оружие, которое, к тому же, постепенно обзаводилось все более вместительными магазинами, с каждым годом оставляло все меньше шансов для кавалерии добраться до своего противника с саблями в руках.
Да и сами кавалеристы все меньше хотели вынимать клинок из ножен, даже если шанс столкнуться с противником в рукопашном бою был весьма приличным. В конце концов, на сабле свет клином не сошелся: к концу XIX века немецкий кавалерист был вооружен, помимо нее еще винтовкой и пикой. Постепенно кавалерист терял уверенность в эффективности сабли, что проявилось, например, в Франко-прусской войне...Ни для кого не было секретом, что после наполеоновских войн необходимость сабли на поле боя все больше и больше подвергалось сомнению. Впрочем, сомнению подвергалась и роль кавалерии на этом самом поле: все более скорострельное оружие, которое, к тому же, постепенно обзаводилось все более вместительными магазинами, с каждым годом оставляло все меньше шансов для кавалерии добраться до своего противника с саблями в руках. Да и сами кавалеристы все меньше хотели вынимать клинок из ножен, даже если шанс столкнуться с противником в рукопашном бою был весьма приличным. В конце концов, на сабле свет клином не сошелся: к концу XIX века немецкий кавалерист был вооружен, помимо нее еще винтовкой и пикой. Постепенно кавалерист терял уверенность в эффективности сабли, что проявилось, например, в Франко-прусской войне.
Так описывался эпизод кавалерийского сражения, имевшего место в Франко-прусской войне 1870 - 1871 годов, в статье опубликованной в немецком "Военном еженедельнике" в 1891 году, автор которой обосновывал необходимость исключения сабли из оружейного комплекса кавалериста и замены ее более эффективным оружием.
Неуверенность в сабле меняла отношение к ней. Она становилась обузой кавалеристу, которому давалась пика и карабин: она слишком шумит, слишком блестит, мешает садиться и соскакивать с коня, а в рукопашном бою на земле да против винтовки с штыком вообще бесполезна (особенно, если не умеешь ею действовать). Да и сами рукопашные бои настолько редки, что само по себе холодное оружие практически бесполезно, отмечал автор статьи.
Впрочем, не только кинжал или охотничий нож мог с успехом заменить саблю по мнению автора статьи.
Дискуссия, которая имела место на страницах военной прессы Германии в самом конце XIX века (а оттуда перекочевала на страницы прессы французской и даже российской в 1907 году), привела к тому, что в новом кавалерийском уставе германской армии, принятом в 1893 году, пика стала основным оружием кавалериста, а о сабле (точнее о "шпаге") упоминалось практически вскользь. Однако длинноклинковое оружие все же оставалось у немецких кавалеристов вплоть до начала Второй Мировой войны. Только после захвата Франции вермахтом в 1940 году кавалеристы двух оставшихся кавалерийских дивизий нацистской Германии сдали свои сабли на склады на постоянное хранение.
Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях. Спасибо!
Источник
Свежие комментарии