Одним из интереснейших аспектов истории Северного Причерноморья является история черкесов. На данный момент она не может похвалиться тем уровнем исследования проблем своей истории, как, например, Византия, Болгария, Русь и даже Крымская Готия. Также этому не содействуют фрагментарные сведения письменных источников.
С крушением Боспорского царства греческие и латинские источники уделяли значительно меньше времени истории черкесско-абхазских племен. Нужно сказать, что средневековый период истории черкесов интересовал немногих ученых. Задачей данного исследования является освещение взаимодействия черкесов с соседями в IV-XVII вв., а также освещение выхода из употребления одних этнонимов и замена их другими. Важно также проследить эволюцию и смену этноконфесиональных идентичностей. В нашу задачу не входит освещение отношений черкесов и Кабарды с Крымским ханством, поскольку это было сделано нами в соответствующем исследовании. Эпоха Великого переселения народов принесла значительные изменения в историю Кавказского региона. В степях на смену ираноязычным пришли тюркоязычные кочевники. Аланы же были вынуждены от кочевничества переходить к оседлости. В эту эпоху черкесские племена остались на своей территории. В источниках фиксировалось несколько черкесских этнонимов. Так, Константин Багрянородный упоминал о касахах, па-пагах и зихах. Он упоминал о деревне Сапахаси. А. Гадло считает, что Сапахаси можно отождествить с шапсугами. Папагия называлась византийским императором как область в Зихии. Нам представляется вероятным, что Папагия Константина Багрянородного - это территория расселения черкесского племени шапсугов. Обозначение зихи употреблялось византийцами и европейцами для обозначения всех черкесских племен.Одним из интереснейших аспектов истории Северного Причерноморья является история черкесов. На данный момент она не может похвалиться тем уровнем исследования проблем своей истории, как, например, Византия, Болгария, Русь и даже Крымская Готия. Также этому не содействуют фрагментарные сведения письменных источников. С крушением Боспорского царства греческие и латинские источники уделяли значительно меньше времени истории черкесско-абхазских племен. Нужно сказать, что средневековый период истории черкесов интересовал немногих ученых. Задачей данного исследования является освещение взаимодействия черкесов с соседями в IV-XVII вв., а также освещение выхода из употребления одних этнонимов и замена их другими. Важно также проследить эволюцию и смену этноконфесиональных идентичностей. В нашу задачу не входит освещение отношений черкесов и Кабарды с Крымским ханством, поскольку это было сделано нами в соответствующем исследовании.Эпоха Великого переселения народов принесла значительные изменения в историю Кавказского региона. В степях на смену ираноязычным пришли тюркоязычные кочевники. Аланы же были вынуждены от кочевничества переходить к оседлости. В эту эпоху черкесские племена остались на своей территории. В источниках фиксировалось несколько черкесских этнонимов. Так, Константин Багрянородный упоминал о касахах, па-пагах и зихах. Он упоминал о деревне Сапахаси. А. Гадло считает, что Сапахаси можно отождествить с шапсугами. Папагия называлась византийским императором как область в Зихии. Нам представляется вероятным, что Папагия Константина Багрянородного - это территория расселения черкесского племени шапсугов. Обозначение зихи употреблялось византийцами и европейцами для обозначения всех черкесских племен.
Свежие комментарии