На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Тайны погребения умерших у чеченцев

У горцев, как и вообще у всех мусульман, обряды брачные и похоронные главные, а потому постараемся описать один из них - похоронный. Как только человек умирает, мулла или другой близкий усопшему подвязывает покойнику челюсть, укладывает его ногами на юг, головой на север и читает предсмертную молитву «ясин».

..

Тайны погребения умерших у чеченцев

У горцев, как и вообще у всех мусульман, обряды брачные и похоронные главные, а потому постараемся описать один из них - похоронный.

Как только человек умирает, мулла или другой близкий усопшему подвязывает покойнику челюсть, укладывает его ногами на юг, головой на север и читает предсмертную молитву «ясин».

На крики и плач членов семьи приходят все соседи, родственники и близкие усопшего, даже из соседних сел. В прошлом женщины обязательно оплакивали покойника. С усилением исламских традиций обычай оплакивания постепенно угасает.

Важной процедурой считается церемония принятия соболезнования - «тезет». Обряд похорон официально продолжается три дня, но покойника обязательно хоронят в день смерти, если он не умер во второй половине дня. Под навесом, который традиционно строится у чеченцев для этих целей, ставят длинные скамейки, усаживают только стариков - «верасаш», которые принимают соболезнование «каДам» - это отзывчивое отношение к переживаниям, несчастью Другого, выражаемое словами и поступками -«РазДеляю Ваше горе», «Чем я могу Вам помочь?», «ВсегДа можете на меня рассчитывать» и т.д.

Люди, приходящие на похороны, как женщины, так и мужчины, обязательно должны быть в головных уборах.

Часть молодежи занимается жертвоприношением: режут скотину и раздают односельчанам мясо жертвенного животного - «БуьйДа саг1аДаккхар». А женщины в это время делают халву «хьовла» и лепешки с творогом «ч1епалгаш», которые тоже раздают соседям, односельчанам. Все это делается до того, как похоронят покойника. Рано утром семерых молодых мужчин посылают на кладбище - копать могилу.

Особо следует сказать о подготовке могилы «каш». Ее с давних пор копают в глубину до двух метров, могилу для женщин - немного глубже, чем для мужчин. «Отсюда берет корни древнее поверье чеченцев, что опасность для женщин идет с неба, и для того, чтобы уберечься от нее, женщина-чеченка стала надевать на голову платок. На это же так или иначе указывает и другой обычай - копать могилу покойнице-чеченке на один штык глубже, чем мужчине. Опять же с одной-единственной целью - уберечь ее от напастей, идущих с неба. Мужчине-чеченцу, напротив, опасности следовало ждать от земли. По этой причине не рекомендовалось сидеть на земле, тем более спать на ней. В то же время считалось, что женщине земля благоволит, питает ее своей энергией. Вот почему мужчины-богатыри в чеченских мифах и героических сказаниях при единоборстве с женщинами-богатырями стараются оторвать своих соперниц от земли, чтобы, лишив их помощи покровительницы-земли, победить. Подобными примерами изобилует и западная, и древнегреческая мифология». На дне могилы сбоку делают нишу, в которую укладывают покойника, потом нишу закладывают саманом или дубовыми досками, затем могилу засыпают землей.

В это время несколько человек занимается приготовлением к погребению покойника «дакъа»: его старательно купают (мужчины - мужчин, женщины - женщин), во время купания умершего читают аят из Корана, омовение производят в специальном наклонном корыте с мылом, надев на руки перчатки. По окончании омовения отдельные части тела покойника обкладывают ватой, заворачивают покойника в саван «марчо» и завязывают на макушке, в талии и у ступней тесемкой или бечевкой. Обычно эта процедура поручается человеку, знающему ритуал омовения, после чего он получает вознаграждение за свой труд: отрез, полотенце или деньги.

Как только ритуал омовения завершается, особое внимание уделяется использованной воде, перчаткам, мылу и вещам, снятым с покойника. Это поручается одному из родственников, он должен воду сразу вылить в огороде. А вещи, которые были на умершем, вместе с использованными перчатками сжигаются, чтобы они не попали в плохие руки и не были использованы в черной магии.

Затем мужчины на носилках «барма» выносят покойника во двор, прикрыв его ковром или буркой, и делают намаз над усопшим «дакъа ламаз». После этого каждый, у кого есть что сказать об умершем, говорит о его богобоязненности, добрых делах и поступках.

Затем самые близкие из родственников-мужчин поднимают носилки «барма», исполняя зикр, уносят покойника на кладбище.

Женщины, проводив покойника до ворот, с плачем возвращаются в дом и продолжают оплакивать умершего. Плачи, причитания у чеченцев называются «белхар». В понятие «белхар» в основном входят плачи, непосредственно создаваемые женщинами. Мужчины на похоронах не плачут.

Когда похоронная процессия приходит на кладбище «кешнаш», там уже все готово: вырыта могила, подготовлены надмогильный памятник «чурт», саманные кирпичи и т.д.

На кладбище мулла читает отходную за1ам: старики, положив покойника у могилы, молятся, затем его опускают в нее и кладут в нишу, в боковое углубление -лахьта. После этого, развязав бечевку у головы, обнажают лицо покойника и прикладывают его к сырой земле. Ниша закладывается специальными досками или саманными кирпичами. Закладка эта называется упха. И могила быстро засыпается землей, образуя на могиле холм.

У изголовья покойника мулла снова читает похоронную молитву «за1ам», на холмик льют из кумгана воду, которая, по народному поверью, должна попасть в уши покойника.

Полив могилу водой, все участники обряда, за исключением близких родственников, покидают кладбище.

Алимы говорят, что после того, как вода попадает в уши покойника, он оживает, начинается допрос ангела - барт хаттар; и родственники, которые стоят у могилы, как бы служат опорой покойнику.

Семь дней подряд по утрам мулла идет на кладбище и читает молитву «ясин».

Источник
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх