У убыхов, более, чем у их соседей абазинских и адыгейских племён, действовали традиции общинно-родового устройства. Они никогда не имели каких-либо властей, единственным политическим началом, объединявшим их в единое целое, была необходимость военного объединения для совершения грабительских набегов, а в период Кавказской войны и обороны от русских войск.
В целом же это было анархическое общество, в котором, во-первых, каждый свободный человек имел право носить и употреблять оружие и, во-вторых, лица одной фамилии несли общую ответственность за поведение каждого члена данной фамилии и были обязаны оказывать взаимную защиту и мстить за смерть и обиды родственников.У убыхов, более, чем у их соседей абазинских и адыгейских племён, действовали традиции общинно-родового устройства. Они никогда не имели каких-либо властей, единственным политическим началом, объединявшим их в единое целое, была необходимость военного объединения для совершения грабительских набегов, а в период Кавказской войны и обороны от русских войск. В целом же это было анархическое общество, в котором, во-первых, каждый свободный человек имел право носить и употреблять оружие и, во-вторых, лица одной фамилии несли общую ответственность за поведение каждого члена данной фамилии и были обязаны оказывать взаимную защиту и мстить за смерть и обиды родственников.Убыхские аулы были разбросаны по горам, на различных расстояниях друг от друга. Все аулы, расположенные в одной долине, составляли общину. Жители выбирали одного из своей среды, обыкновенно самого старого, для обсуждения незначительных споров, которых не стоило доводить до обсуждения на народных собраниях. Старшина этот в военное время становился обыкновенно и военным предводителем, и нередко случалось, что простой старшина подобного рода имел гораздо большее влияние, чем представители знатных семейств. Влияние старшины определялось количеством выдвинувших его аулов и зависело ещё от личной храбрости и особенно от набожности должностного лица. Если это был хаджи, т.е. совершивший паломничество в Мекку, то влияние его было очень велико. Если в долине проживал известный дворянский род, то обыкновенно из такого рода выбирались наиболее храбрые и видные представители для управления военными и гражданскими делами, и в этом случае избирательная должность делалась почти наследственной. Так, у горных (истинных) убыхов военная и политическая власть из поколения в поколение сохранялась у представителей знаменитого дворянского рода Берзеков.
У сочинских приморских убыхов главенствовал род Аубла (Облагу), у убыхов Вардане - дворянский род Дзиаш (Дзейш). Наиболее важные вопросы жизни горских общин решались на народных собраниях, на которые выбирались депутаты от всех населённых пунктов Убыхии, часто от отдельных больших фамилий и родовых союзов. Народное собрание взрослых свободных мужчин считалось высшей властью убыхских общин. На народных собраниях решались вопросы войны и мира, избирались общинные старейшины, вершились судебные дела, принимались важные хозяйственные решения. Собрания обычно происходили в местах отправления культов (священные рощи и деревья).
В завершающий период войны на Западном Кавказе (1860-1864 гг.), в условиях усилившегося напора русских войск и угрозы потери независимости, перед западно-кавказскими горцами встала задача создания межплеменного органа управления с целью координации военных действий разрозненных горских обществ. Так возник своеобразный черкесский или убыхский парламент, в котором главенствующую роль играли убыхские военные предводители. Комплекс зданий убыхского парламента (меджлиса) был воздвигнут в 1861 г. на левобережье приустьевой части долины р. Мамайки (Псахе).
В первой половине XIX века убыхи, как и причерноморские шапсуги и садзы-джигеты, ещё не имели установившихся феодальных отношений. Хотя несомненно феодальная тенденция существовала, скрытая под покровом патриархальных родоплеменных отношений. В то же время и рабство в Убыхии в своём развитии не вышло за пределы патриархальных "домашних" форм. Для убыхов не было характерно закабаление; контингент рабов составлялся из захваченных или выменянных иноплеменников. Работорговля на Черноморском побережье Кавказа, и особенно на убыхской территории, во все времена имела большое распространение. Но убыхи лишь частично занимались непосредственной эксплуатацией рабов в своём хозяйстве. Рабы в Убыхии были одним из основных экспортных товаров и необходимость постоянного пополнения "живого товара" была главной причиной беспрерывных убыхских воинских набегов на соседние и дальние племена, а в период российской экспансии на Кавказе и на русские военные укрепления на Черноморском берегу и казачьи станицы на Кубани и её притоках.
Убыхи не видели сколько-нибудь значительной разницы между домашним рабом и рабом, посаженным на землю, т.е. крепостным. Рабы использовались для домашних работ, в отношениях с хозяевами было много черт патриархальности. Богатство убыха определялось числом рабов-крепостных, в то время как в других местах его исчисляли количеством быков и баранов. Уровень развития рабства и крепостничества в Убыхии был крайне низок. Сообщая о рабах и крепостных в Убыхии середины XIX века, различные исследователи говорят, что большинство их было вооружено, нередко они вместе с владельцами принимали пищу за одним столом, продавать их можно было лишь с их согласия, иногда они имели право перехода к другому владельцу.
Наиболее многочисленной группой населения Убыхии были свободные общинники-вагыш, которые формально были свободны от каких-либо повинностей по отношению к господствовавшим слоям убыхского общества. Однако военная племенная верхушка убыхов в определённой степени узурпировала власть и над "вольными" горскими общинами. При этом личная зависимость низших слоёв от горской старшинской верхушки маскировалась обычаями и псевдородственными связями, выражаясь в форме натуральных приношений, "добровольных" взносов, "дарений" и других форм "родовой взаимопомощи".
Применявшееся во многих источниках название "дворянство" для феодализирующейся убыхской племенной знати было условным. Родоплеменная знать по-убыхски называлась - куашхъа. Куашхъа выделялась среди свободного населения знатностью своего происхождения и богатством. Односторонне используя старинный обычай трудовой взаимопомощи, они в определённой степени эксплуатировали свободных общинников. Куашхъа, возглавлявшие приморские общины, систематически получали подарки от купцов, что являлось своего рода обязательной пошлиной.
Постоянное стремление к обогащению развило у убыхской верхушки энергичную экспансию по отношению к соседним племенам, заразив и значительную часть рядовых убыхов. Природный воинственный дух "истинных горцев" подкреплялся их уверенностью в ненаказуемости за грабительские набеги на соседние и дальние племена, так как убыхи считали основную территорию своего обитания недоступной для врагов.
Война и постоянная готовность к войне, постоянные походы с целью захвата пленных с последующей их продажей в Турцию приобрели характер доходного промысла и стали одной из основной функций этого народа. В постоянной боевой готовности было всё способное носить оружие мужское население Убыхии; совершеннолетие мальчика-убыха определялось его способностью носить и использовать оружие. Основной задачей убыхских общин в воспитании подрастающего поколения была подготовка храброго и выносливого воина.
Свежие комментарии