Предисловие. На некоторых образцах длинноклинкового оружия первой половины XVIII века на боевом конце клинка встречается любопытный вырез, который в среде оружиеведов получил наименование "зуб", причем иногда таких "зубов" могло быть два (рис. 1). Размещались они только на заточенном фальшлезвии клинка.
Чаще всего этот "зуб" встречается на австрийских образцах длинноклинкового оружия и гораздо чаще на палашах, чем на саблях, однако в частных и музейных коллекциях есть также немецкие, французские и британские палаши и сабли с подобным вырезом (рис. 4). До настоящего времени этот "зуб" не был серьезно исследован, вплоть до того, что в некоторых музеях на него не обращали внимания, считая всего лишь простым механическим повреждением. Однако, первые исследования показали, что это не так: подобные выемки имеются не только на собственно оружии, но и на образцовых рисунках оружия (рис. 2 и 3). До настоящего времени оружиеведы не смогли четко сформулировать задачи, которые должно было решать это приспособление, обсуждая три основные версии...Предисловие.
На некоторых образцах длинноклинкового оружия первой половины XVIII века на боевом конце клинка встречается любопытный вырез, который в среде оружиеведов получил наименование "зуб", причем иногда таких "зубов" могло быть два (рис. 1). Размещались они только на заточенном фальшлезвии клинка. Чаще всего этот "зуб" встречается на австрийских образцах длинноклинкового оружия и гораздо чаще на палашах, чем на саблях, однако в частных и музейных коллекциях есть также немецкие, французские и британские палаши и сабли с подобным вырезом (рис. 4). До настоящего времени этот "зуб" не был серьезно исследован, вплоть до того, что в некоторых музеях на него не обращали внимания, считая всего лишь простым механическим повреждением. Однако, первые исследования показали, что это не так: подобные выемки имеются не только на собственно оружии, но и на образцовых рисунках оружия (рис. 2 и 3). До настоящего времени оружиеведы не смогли четко сформулировать задачи, которые должно было решать это приспособление, обсуждая три основные версии.
Версия 1. Шкуродерная.
Наиболее импонирующая всем версия была выдвинута специалистом в области длинноклинкового оружия Эдуардом Вагнером еще в 1967 году в книге "Рубящее и колющее оружие" (Cut and Thrust Weapons by Eduard Wagner. London, 1967). В своем исследовании он упоминает об этих "зубах" на австрийских палашах, как о приспособлении, предназначенном для нанесения более тяжелой раны при уколе - такой вырез должен был цепляться за пораженное тело и разрывать рану. Впрочем, исследователь говорит об этих вырезах только применительно к палашам (хотя показывает также и две сабли) и для ситуации, в которой кавалерист с таким палашом физически не может нанести хороший укол или удар (который, кстати, нанести фальшлезвием действительно сложно): "Зуб, вырезанный на фальшлезвии, помогал "старым рубакам" углубить рану при выполнении укола и особенно при выполнении удара этой частью лезвия клинка палаша, когда не было ни места, ни времени вложить в удар больше сил". Следует отметить, что большинство палашей в книге Э. Вагнера взяты из музея Праги. Современным оружиеведам импонирует вполне утилитарная, а главное, физически возможная к выполнению функция такого "зуба", которая, кстати, аналогичным образом обеспечивается на некоторых современных т.н. "шкуросъемных" ножах. Подобный же "зуб" можно встретить и на некоторых современных боевых ножах и кортиках Центральной Америки. Впрочем, предположение некоторых специалистов, что такой "зуб", зацепившись за амуницию противника, может оставить хозяина без оружия тоже имеет право на существование.
Версия 2. Мародерская.
Эта версия была выдвинута сравнительно недавно в книге "Палаши Габсбургской монархии" (Pallasche der Habsburger Monarchie (на чешском языке с резюме на немецком)) Иржи Противом, который считается экспертом именно в области австро-венгерских палашей. В своем исследовании (в немецкой части) он пишет: "Бросается в глаза колючий крючок или выемка, которые мы можем увидеть на клинках некоторых палашей на их фальшлезвии. Их значение объясняют по-разному, в частности, говорят о стремлении таким образом причинить бОльший вред противнику. Однако самое простое объяснение состоит в том, что эта выемка представляет собой крючок, использовавшийся для поднятия упавших вниз предметов, не покидая лошади". Следует отметить, что речь в книге идет также о палашах первой половины XVIII века. Неакцентированную Информацию о том, что такие "крючки" использовались для "ловли" разбросанных после боя вещей, можно встретить и в других книгах. Впрочем, целесообразность такого крючка для подобной "рыбалки" вызывает сомнения: во время боя сбор трофеев мог стоить головы "рыбаку", причем снять ее могли как враги, если любитель трофеев зазевался, так и свои, если он начал "отрофеиваться", не дождавшись окончания боевых действий. После же боя никто не мешал кавалеристу спокойно слезть с лошади, чтобы подобрать и рассмотреть заинтересовавший его предмет.
Версия 3. Сакральная.
Версия о религиозном (сакральном) значении этого "зуба" выдвинута по аналогии с т.н. "испанской меткой", вырезом на обухе некоторых средиземноморских ножей, не имевшим никакого утилитарного значения, а всего лишь отсылавшего к истории происхождения этого оружия. Аналогичное сугубо сакральное значение имеет и вырез "чо" на знаменитых непальских кукри, расположенный на клинке рядом с рукоятью (если выемка имеет открытую форму — то это "зуб Шивы", если она находится в теле клинка и не соприкасается с режущей кромкой, то это "след священной коровы"). Впрочем, следует отметить, что версия о "сакральности" появилась в основном в связи с тем, что некоторые "зубы" на некоторых клинках слишком маленькие для того, чтобы выполнять хоть какую-нибудь утилитарную функцию, однако, можно предположить, что это связано с банальным уменьшением ширины клинка из-за многократной его заточки (рис. 5).
Вместо заключения.
Как отмечают специалисты, подобные "зубы" можно увидеть и на более позднем оружии. В частности на французских гусарских саблях образца 1756 года и британских образца 1796 и 1808 годов, что заставляет предположить, что в какой-то момент эта выемка потеряла практическую функцию, превратившись, как сейчас говорят, в "модный аксессуар" (рис. 6). Впрочем, окончательного и хорошо аргументированного мнения о функции этих "зубов" до настоящего времени у специалистов-оружиеведов так и не сложилось.
Фото: vikingsword.com.
Об экспериментальных кавалерийских саблях начала XIX века вы можете прочитать здесь.
Об экспериментальных кавалерийских саблях конца XIX века вы можете прочитать здесь.
Мы продолжим публикации статей об оружии, тактике боя и военных эпизодах разных стран и разных веков. Подписывайтесь на канал читайте, делитесь, комментируйте и задавайте вопросы!
Источник
Свежие комментарии