На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Откуда среди черкесов появилось племя жанэ?

Каким образом на новом месте зихский народ санигов, взаимодействуя с родственными им по языку и культуре северокавказскими касами (кашаками,черкесами), превратился со временем в крупную адыгскую народность под названием жанэ и стал одним из самых влиятельных княжеств Черкесии...

Откуда среди черкесов появилось племя жанэ?

Каким образом на новом месте зихский народ санигов, взаимодействуя с родственными им по языку и культуре северокавказскими касами (кашаками,черкесами), превратился со временем в крупную адыгскую народность под названием жанэ и стал одним из самых влиятельных княжеств Черкесии.

С самого начала в данной связи следует напомнить, что в период переселения санигов на Северо-западный Кавказ к востоку от них располагалась страна Caucasi (впоследствии Касахия, Черкесия), населенная касами или кавкасами, о чем узнаем мы из Певтингеровой карты. Фактически Caucasi или Кавкасия это первое, относящееся еще к III - началу IV вв., упоминание Черкесии как большой северокавказской страны к юго-востоку от Санигии (Жанетии) и к западу от Алании.

Судя по источникам, начиная с VIII-X вв. название касы, акасы, касоги, каша-ки, касконы закрепляется практически за всеми племенами Центрального и Северо-Западного Кавказа, включая кабаров или кабардинцев. В первой половине X века к западу от Алании располагалась Страна Каса, о чем пишет хазарский царь Иосиф. Отвечая на письмо Хасдая ибн Шапрута из Кордовы, он сообщает, что на Кавказе существует несколько родственных между собой общностей, «живущих в стране Каса, к западу от алан».

В то же самое время и о той же самой стране - Касахии, но гораздо подробней пишет византийский император Константин Багрянородный. В описании Кавказа, отражающем ситуацию 930-х годов (само сочинение закончено в 948-952 годах), он выделяет наряду с Авазгией от Никопсиса до Сотириуполя и Аланией на востоке еще три страны. А именно Зихию «протяженностью 300 миль» - от низовьев реки Укрух (Кубани) до Никопсиса и Туапсе, Папагию (в районе рек Адагум и Абин) и простиравшуюся до «Кавказских гор» Касахию . Население Зихии и Касахии было, бесспорно, адыгским. Что же касается Папагии, то, по всей вероятности оно состояло из переселившихся из Закавказья абазгов (абазин) из племени (рода) Баг или Бабуг - населения, которое очень скоро было присоединено к Зихии; и это свидетельствует о том, что переселение абазинских обществ в Черкесию происходило еще в раннем средневековье.

Очевидно, что Зихия, включавшая в себя новую, северокавказско-причерно-морскую Саннику или Санигию была обособлена от Касахии. Переселившись на Северный Кавказ в конце III - начале IV века, саниги занимали, по всей видимости, район за Туапсе близ Никопсиса, Джубги. Постепенно, вытеснив из Причерноморья готов и гуннов, они расширили свою территорию сначала до реки Жанэ южнее современного Геленджика, а затем еще дальше - до Цемеза, Абрау-Дюрсо и низовьев Кубани в обход касского племени хегаков (потомков древних синдов) на Таманском полуострове. Именно в этот период под влиянием мигрировавших на Северный Кавказ санигов река Жанэ с множеством дольменов по ее берегам получила свое название - по имени жанэ, которое среди зихских и касских (черкесских) племен использовалось повсеместно для обозначения санигов.

Объединившись с зихами, саниги вышли из-под влияния рухнувшей ЗападноРимской империи и, судя по сообщениям Прокопия Кесарийского, не подчинились ее преемнице Византии. «В древности, - пишет он, - этим зехам римский император назначил царя; теперь же эти варвары ни в чем уже не повинуются римлянам». В то же время, видимо, под влиянием санигов, принявших христианство еще в период своего обитания в Закавказье, в VI-VII вв. усилиями Юстиниана I и его преемников в Причерноморской Зихии и Касахии (Черкесии) распространяется повсеместно православная вера.

Касахия в этот период включала в себя Таманский полуостров с ее жителями хегаками (черкесским народом, который упоминается, наряду с кабарами/хебура-ми, то есть кабардинцами, в Армянской географии VII в.) и простиралась далеко на восток по направлению к Каспийскому морю. Охватывая Зихию как с северозапада, так и с востока касы оказывали на санигов и в целом на зихов заметное культурное и политическое воздействие, что в конечном итоге и привело к превращению жанинцев в черкесскую народность, а Жаннетии в одно из княжеств Черкесии. Следует учитывать, в данной связи, что Касахия (Черкесия) значительно превосходила Зихию как по числу жителей (касов, черкесов), так и по территории. В эпоху господства хазар, она представляла собой западную, собственно кавказскую или касскую (касожскую) область Хазарии. От восточной Каспийско-Волжской Хазарии ее отделяла Алания или страна Ирхан, занимавшая в VIII-IX вв. горы и предгорья за Сунжей к юго-востоку от Дарьяльского ущелья . Правильно, еще Ю. Клапротом замечено, в данной связи, что Касахия является «страной восточных черкесов внутренних областей Кавказа» . Поэтому в средние века и уже в наше время о касах, как о народе, населявшем в древности Дарьяльское и прилегающие к нему ущелья, писали Г. Пахимера, Ибн-Саид, Б. Грозный, О.Н. Трубачев и многие другие бытописатели и ученые.

Источник
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх