На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Ислам в Черкессии

В этой статье хотелось бы затронуть вопрос распространения ислама у кабардинцев, черкесов, абазин, шапсугов, объединенных одним этнонимом адыгэ (черкессы). Из истории до нас не дошли сведения о каких-либо значительных контактах адыгов с мусульманами, которые активно действовали на территории Северного Кавказа до XV века.

Исламизация адыгов прямо связана с усилением роли Османского халифата в черноморском бассейне, который с конца XV до XIX столетия стремился подчинить себе адыгов или хотя бы ввести их в орбиту своего влияния, но не преуспел в этом. Очевидно, осознав неэффективность своей прежней политики, турки решили ввести в арсенал своих политических методов и распространение ислама среди адыгов. Будучи вызваной политическими интересами Османской империи на Северном Кавказе, исламизация была, по сути, процессом межкультурного взаимодействия мусульманской культуры и традиционной культуры адыгов.

В этой статье хотелось бы затронуть вопрос распространения ислама у кабардинцев, черкесов, абазин, шапсугов, объединенных одним этнонимом адыгэ (черкессы).

Из истории до нас не дошли сведения о каких-либо значительных контактах адыгов с мусульманами, которые активно действовали на территории Северного Кавказа до XV века.

Исламизация адыгов прямо связана с усилением роли Османского халифата в черноморском бассейне, который с конца XV до XIX столетия стремился подчинить себе адыгов или хотя бы ввести их в орбиту своего влияния, но не преуспел в этом. Очевидно, осознав неэффективность своей прежней политики, турки решили ввести в арсенал своих политических методов и распространение ислама среди адыгов. Будучи вызваной политическими интересами Османской империи на Северном Кавказе, исламизация была, по сути, процессом межкультурного взаимодействия мусульманской культуры и традиционной культуры адыгов.

Пионерами в исламе была та часть адыгской элиты, которая находилась в тесных родственных контактах с Крымским ханством, и она принимала ислам добровольно. Элитарные слои в гораздо большей степени вовлекаются в межэтнические контакты, чем низы общества (преимущественно крестьянство), которые обычно редко пересекают линии этнических границ. У элиты же намного больше возможностей ознакомиться с другими культурами и усвоить элементы иноэтничной культуры.

Кроме того, не во всех адыгских обществах, у их разных слоев, отношение к новой религии складывалось однозначно. По мнению большинства отечественных исследователей, касавшихся этой проблемы, ислам первоначально стал религией феодальных верхов, а широкие слои народных масс продолжали держаться своих старых верований. Однако так было далеко не во всех адыгских обществах. Ряд авторов XIX - XX вв., писавших об утверждении ислама у адыгов, называли Кабарду местом, где мусульманство утвердилось ранее всего, что не удивительно ибо феодальные структуры были наиболее развиты там.

Массовое же распространение ислама среди адыгов началось в XVIII в. В 1717 г. Османская империя возвела дело исламизации адыгов (черкесов) в ранг государственной политики. Ее осуществляли крымские ханы Девлет-Гирей и Казы-Гирей.

Проникновение новой религии было связано со многими трудностями.
Во-первых, принятие ислама черкесской элитой сыграло как положительную, так и отрицательно роль в укоренение исламского мировоззрения среди адыгов, ибо сохранение адата было выгодно для самих правителей, которые сами нашли в нем поддержку и упрочение своей власти. Кроме того, в противоположность узко-местным адатам, обязательные нормы шариата могли сыграть немалую роль в объединении крестьянства.

Во-вторых, адыгские эфенди были, как правило, выходцами из крестьян. Князья и дворяне традиционно искали самовыражения в набегах и войнах, таким образом реализуя, как писал Хан-Гирей, командир Кавказского горского полуэскадрона (конвоя Российского императора), один из первых адыгских историографов, «бешеную жажду воинственных потех».

В-третьих, другой особенностью ислама на Западном Кавказе является не сложившийся в регионе институт вакуфной собственности. Возможно, это объясняется не столь долгим периодом активного проникновения ислама на Северо-Западный Кавказ. Кроме того, сказался тот факт, что распространение ислама происходило в условиях войны и отсутствия политической стабильности. Как следствие, это определило отсутствие у адыгских эфенди серьезных экономических позиций: они посвятили свою жизнь проповеди исламского благочестия и образовательной деятельности и не владели обширными земельными угодьями.

Кавказская война

Влияние ислама особенно усилилось с начала противостояния с северным соседом. Активизация антиколониальной борьбы против российского проникновения на Кавказ способствовала ускорению принятия ислама прежде всего как идеологической основы консолидации адыгских субэтнических групп. Даже в феодальной Кабарде повышение влияния ислама и эфендиев в политической жизни Кабарды было обусловлено накалом антиколониальной борьбы. В 1794 году кабардинцы подняли восстание. Руководители повстанцев Адиль-Гирей Атажукин и Атажуко Хамурзин были схвачены и отправлены в ссылку. В 1798 году Адиль-Гирей Атажукин бежал из России и по возвращении на родину провозгласил газават, священную войну за освобождение мусульман от ига неверных. В Кабарде развернулось шариатское движение. О первых шагах шариатистов доносил в Петербург Павлу I генерал-лейтенант Кнорринг : «…28 минувшего июня и в последующие дни получил я от генерал-майора Арсеньева, над обеими Кабардами надзирание имеющего, рапорты, что девять ветреных владельцев и много узденей, быв руководимы советами его — Адильгирея Атажукина, скопились в одно место и взяли дерзкое намерение установить в Кабарде духовный суд, который бы правилами корана решал все народные тяжбы и который бы совершенно ослаблял действие учрежденных Императорским Величеством в Кабарде родовых судов и расправ, до сего времени с довольным успехом удерживающих порядок в кабардинцах и умножающих зависимость их к Высочайшему Вашего Императорского Величества Престолу».

В 1841 на р. Пшеха состоялось крупное собрание с участием абадзехов, убыхов и шапсугов. Там был принят договор получивший название "дефтер" (с турецкого "лист").

Договор состоял из 3 статей, которые были посвящены правовым вопросам внутри адыгского общества:

- Наша первая обязанность, есть строгое выполнение шариата - гласил первый пункт "дефтера".

- Всякое другое учение должно быть оставлено и отвергнуто, все преступления должны быть судимы не иначе как по Корану.

Строго запрещалось сотрудничество с царскими властями:

- Те, кто перейдут к русским, и служить им будут, как враги своего края, не будут иметь ни они, ни их родные никакого права на наше сострадание.

Вышеперечисленные факты опровергают мнение о том, что введение шариатских норм в жизни адыгов связанно с появление в Черкессии наибов имама Шамиля.

Мухаммад-Амин

В 1848 году имам Шамиль по настоятельной просьбе абадзехи отправляет нового наиба на западный Кавказ. Хафиз Корана Мухаммада из Гонода, который заранее, в течение двух лет, изучал предания, обычаи, образ жизни черкесов.

Наиб провел в Черкесии ряд реформ, аналогичных преобразованиям Шамиля в Дагестане.

Вся территория Абадзехии была разделена на двенадцать участков, создана махкама – орган управления, в ведении которого находились как религиозные, так и общегражданские дела. В каждой махкаме находились мечеть, суд, религиозная школа, яма для заключения преступников. В махкама суд совершался по нормам шариата. Общее, единое руководство всеми этими махкама осуществлялось лично Мухаммад-Амином. Для упрочения своей централизованной власти Мухаммад-Амин создал собственную резиденцию на реке Белой. По исчислениям русских офицеров, возможный военный потенциал армии Мухаммадо-Амина составлял 80000 человек.

Для решения важнейших вопросов Мухаммад-Амин собирал “Великий Совет”, как правило, вызывал от каждого племени знатных и мудрых старейшин. Помимо самого Мухаммад-Амина, в состав “Великого Совета” входили 40 человек. На этих совещаниях вырабатывались и обсуждались вопросы внутренней и внешней политики, гражданские, военные и социально-экономические преобразования, тактика ведения военных действий с русскими войсками.

Под руководством Мухаммад-Амина адыги (черкесы) совершили ряд успешных боевых операций, одно из самых крупных и впечатляющих его военных предприятий – поход десятитысячного войска на Карачай в августе 1855 г. с целью подчинить карачаевцев, пройти на Кабарду и Осетию и выйти на соединение с Шамилем. Несмотря на то, что поход закончился неудачей – путь войску наиба преградил граф Евдокимов, попытка соединения с Шамилем имела колоссальное значение – в критические дни Севастополя наиб оттянул часть русских войск, приковав их к центру Кавказской линии.

Подводя итог политической деятельности Мухаммад-Амина в Черкесии, следует, безусловно, выделить его усилия по консолидации адыгов в единый организм в период Кавказской войны. Его государственное образование, основанное на Шариате, было интереснейшим опытом теократического государства на Западном Кавказе.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх