На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Михаил Беленков
    Читал в детстве "Сказания о нартских богатырях". Читал и перечитывал. Урызмаг, Шатана, Сослан, Батрадз... До сих пор ...«Героический  эпо...
  • Валерий Шумков
    "... в разгроме крестоносцев Салах ад-Дина" - у Салах ад-Дина были свои крестоносцы ? Очень интересноЧеркесский султан...
  • Руслан Техажев
    Ничего не может быть влиянием на историческую память и бывшие в далекие времена события.. Было. Но спекулируя на исто...Военное дело адыгов

Адыгагъэ: 5 столпов мудрости адыгского народа

В мире, где понятия чести и достоинства часто размываются, обращение к древним этическим кодексам становится не просто экскурсом в прошлое, а необходимостью. Для адыгского (черкесского) народа таким духовным и моральным стержнем на протяжении тысячелетий служил Адыгагъэ — всеобъемлющий кодекс жизни, основанный на пяти незыблемых принципах.

Это не просто список добродетелей, а сложная, взаимосвязанная система, где каждый элемент поддерживает и усиливает другой. Давайте познакомимся с ними поближе.

Цыгъыфыгъэ — Человечность (Главенствующий принцип)

Что это? Цыгъыфыгъэ — это альфа и омега Адыгагъэ, фундаментальный принцип, который пронизывает все остальные. Это не просто абстрактная «любовь к человечеству», а активное, деятельное сострадание и уважение к достоинству каждого человека, независимо от его возраста, пола, социального статуса или происхождения.

Как проявлялось? Человечность диктовала обязательное гостеприимство, даже по отношению к недругу, переступившему порог дома. Она проявлялась в милосердии к слабому, в помощи попавшему в беду, в уважении к старшим и заботе о младших. Это был высший долг, превосходящий порой даже родственные чувства. Без Цыгъыфыгъэ все остальные добродетели теряли свой смысл.

Нэмыс — Почтительность

Что это? Если Цыгъыфыгъэ — это отношение к человеку вообще, то Нэмыс — это уважение к социальному порядку, иерархии и установленным нормам. Это благоговейное отношение к старшим, родителям, предкам, а также к общественному мнению.

Как проявлялось? Молодой человек не мог сесть в присутствии старшего, перечить ему или вести себя развязно.

Дети с малых лет приучались к почтительному обращению не только с родными, но и со всеми членами общины. Нэмыс создавал ту самую «атферу благожелательности и взаимного уважения», которая делала адыгское общество невероятно сплоченным. Это был механизм передачи традиций из поколения в поколение.

Акъыл — Разум

Что это? Адыгство не приветствовало бездумное следование традициям или безрассудную храбрость. Акъыл — это здравомыслие, рассудительность и интеллектуальная цензура собственных поступков.

Как проявлялся? Прежде чем совершить действие, человек должен был оценить его последствия через призму разума. Мужество (Лъыгъэ) должно было быть осмысленным, а не безрассудным. Гнев, ревность, обида — все сильные эмоции должны были быть пропущены через фильтр Акъыла. Этот принцип закреплял за разумом роль «внутреннего судьи», который не позволял другим качествам превратиться в их противоположность (например, мужество — в жестокость).

Лъыгъэ — Мужество

Что это? Лъыгъэ — это не только и не столько воинская доблесть. Это стойкость духа, сила воли, позволяющая с достоинством переносить любые жизненные испытания, будь то угроза на поле боя, тяжелый труд или личная трагедия.

Как проявлялось? Для воина-уорка это означало бесстрашие в бою и верность долгу. Для любого адыга — способность быть опорой для своей семьи, не пасовать перед трудностями, держать данное слово и защищать слабых. Мужество организовывало и мобилизовывало внутренние силы, необходимые для достижения нравственных целей, продиктованных Человечностью и Чувством Чести.

Напэ — Честь

Что это? Напэ — это чувство собственного достоинства и репутация человека, неразрывно связанная с честью его entire рода. Потерять честь было величайшим несчастьем, страшнее физической смерти, так как это позором ложилось на всех родственников.

Как проявлялась? Защита своей чести и чести своей семьи была первостепенной задачей. Это понятие регулировало все: от манеры одеваться и вести беседу до готовности ответить на оскорбление. При этом честь не была тщеславием; она была звеном, связывавшим личность с обществом. Человек с безупречной репутацией («напэ хъу») пользовался безоговорочным уважением. За честью была закреплена роль «чувственно-эмоциональной» оценки поведения, не позволявшей человеку совершить низкий поступок, даже если его можно было бы логически оправдать.

Вместо заключения: Гармоничный синтез

Эти пять принципов не существовали отдельно друг от друга. Они функционировали как слаженный механизм. Человечность (Цыгъыфыгъэ) была целью и смыслом. Почтительность (Нэмыс) создавала гармоничную социальную среду для ее воплощения. Разум (Акъыл) выбирал верные пути. Мужество (Лъыгъэ) давало силы следовать этим путям. А Честь (Напэ) была внутренним стражем, не позволявшим сойти с дистанции.

Изучая Адыгагъэ, мы понимаем, что это была не просто «система правил», а глубокая философия, стремившаяся к созданию гармоничной личности и, как следствие, — идеального общества. И в этом ее непреходящая историческая и общечеловеческая ценность.

Ссылка на первоисточник
наверх