Прежде, чем писать об истории происхождения грузинских княжеских фамилий Качибадзе, Бараташвили и их ответвлений, я хотел бы обратиться к своим уважаемым подписчикам и гостям моего канала с вопросом: о чём в первую очередь вы думаете тогда, когда вам говорят спокойно, уверенно, доказательно, с доводами, но без каких-либо отрицательных чувств об инородном происхождении фамилий, которых вы считаете своими по этническому признаку?
...Прежде, чем писать об истории происхождения грузинских княжеских фамилий Качибадзе, Бараташвили и их ответвлений, я хотел бы обратиться к своим уважаемым подписчикам и гостям моего канала с вопросом: о чём в первую очередь вы думаете тогда, когда вам говорят спокойно, уверенно, доказательно, с доводами, но без каких-либо отрицательных чувств об инородном происхождении фамилий, которых вы считаете своими по этническому признаку?
Отвечу за себя. И как абхаз, и как историк-этнолог, и как кавказец я отношусь к такого рода сообщениям и доказательствам весьма спокойно. Более того, я радуюсь тому, что обнаружилась ещё одна связь между двумя или несколькими народами. Подобная информация, если её правильно преподнести широкому кругу любителей истории и генеалогии, имеет все возможности сыграть миротворческую роль на Кавказе и гармонизировать международные отношения. Тот же, кто этого не понимает, совершенно глуп и жалок. Ценность таких людей внутри того или иного народа низка. Такие люди больше вредят своему народу, чем помогают.
О том, что Качибадзе, Бараташвили и все их ответвления являются грузинами абхазского происхождения я знаю с тех самых пор, как стал увлекаться историей народов Кавказа. Здесь ключевым словом является слово «грузины», ибо, кем бы ты ни был по происхождению, ты тот и только тот, кем ты себя считаешь.
Я пишу об этом здесь и сейчас не для того, чтобы отсечь возможные комментарии некоторых читателей этой публикации относительно моего происхождения. Нет, я не боюсь этих комментариев. Во-первых, потому, что я прожил в этом мире более полувека и приобрёл ценнейший опыт житейской мудрости. Во-вторых, я не собираюсь уподобляться «чайникам», любителям, по сути дилетантам, которые по одному только фамильному имени готовы установить твоё этническое происхождение. О своём родословии я писал часто. С 50-летнего возраста я с относительной точностью знаю об истории своих предков по отцовской линии.
Зародившись в шумерской среде, через несколько тысяч лет ставшие арабами, через несколько столетий прибывшие на Северный Кавказ, а именно в Дагестан, проживши здесь ряд столетий, они уезжают в Иран, из Ирана в Грузию и из Грузии в Абхазию. Я являюсь представителем шестого поколения моего рода, живущего в Абхазии, среди абхазов, в Стране Души, которую я боготворю. Одним словом, я – носитель, как стало известно всего два года назад, гаплогруппы J1 M267. Тем, кому интересно, взгляните в интернет и почитайте об этой гаплогруппе всё, что можно. И будут вам ясны мои корни.
Итак, тот, кто, будучи представителем одной национальности, имеет происхождение от другого народа, но, тем не менее, считает себя полноправным представителем этой самой своей национальности, он поступает правильно. Но этот человек поступает правильно до тех пор, пока уважительно относится к народу, от которого он произошёл. В истории немало примеров, когда выходцы из тех или иных народов, влившиеся в состав другого народа, выступают по отношению к своим бывшим соотечественникам так, как поступают радикальные националисты. Точно так же, как и в первом случае, правильно поступает и тот, кто, осознав своё происхождение и приняв ответственное решение, в чётком соответствии со своим сознанием и своей совестью, собирается возвратиться в лоно народа, от которого вышли его предки.
А теперь уже, разъяснив читателям данного поста ценности, которым я следую в жизни, хотел бы перейти к истории происхождения грузинских фамилий Качибадзе и Бараташвили.
Заглянем в Википедию для начала. Посмотрим, знают ли авторы Википедии правду об истории происхождения указанных выше фамилий. Итак, читаем: Бараташвили – княжеский род, известный в Грузии с XV века, происходящий от Бараты Качибадзе (или Качибаидзе), казначея грузинского царя Александра I. Предком Бараты Качибадзе, как полагают, был амирэджиб царя Георгия V Кавтар Качибаидзе, видный грузинский политический деятель XIV века.
«Анализируя их фамилию, – читаем мы в Википедии, – и с учётом некоторых исторических реалий, академик Симон Джанашия считал Качибаидзе выходцами из Абхазии, а их первоначальной фамилией – Кечба (Гечба)». Здесь же говорится о том, что из рода Качибадзе-Бараташвили происходит 13 ветвей Бараташвили, в частности, ветви, носившие в Российской империи фамилии Баратовых и Баратаевых, а также князья Орбелиани и Солагашвили.
По данным Википедии, ветвями рода Бараташвили являются: Орбелишвили-Капланишвили (впоследствии Орбелиани), Иотамишвили, Гурдж-Ревазишвили, Палаван-Хосрошвили, Абашишвили, Зурабишвили, Иаралишвили, Госташабишвили, Германозишвили, Саамишвили и Асанбегишвили.
Обо всех указанных фамилиях, имеющихся в данном списке, кроме Гурдж-Ревазишвили, Саамишвили и Асанбегишвили, в качестве ветвей Бараташвили, я слышал и читал. Однако о том, что эти три фамилии тоже происходят от Бараташвили, слышу впервые. Нужно проверить…
До этого приведём несколько цитат из книги Д.В. Гвритишвили «Из истории социальных отношений в позднефеодальной Грузии» (Тбилиси, 1961). Первая цитата: «Предки Бараташвили прибыли в Картли из Абхазии в X-XIII веках. Они носили фамилию Качибадзе». «Основателем сатавадо Сабаратиано считается Барата Качибадзе, который жил в первой половине XV века и был чиновником (казначеем) при дворе Александра I (1412-1442 гг.). Об этом Барате Качибадзе акад. С. Джанашиа писал: «Знаменательно, что Германоз Бараташвили называл его «Великий Барата». Это «величие» в сознании членов данного рода, надо полагать, связано с той особенной заслугой, которая принадлежала Барате в деле создания сеньории Сабаратиано»… «Уточнить границы Сабаратиано можно лишь приблизительно.
По сообщению царевича Вахушти, Бараташвили владели Гачианским и Гардабанским эриставствами, к югу от Тбилиси вплоть до Лоре-Панавари». «Он включал в себе в XVI веке, как это установил Г. Джамбурия, бассейны рек Машавери, Кция и Алгети». «Род Бараташвили был могущественным и многочисленным. Глава этого рода имел резиденцию в Самшвилде, а младшие члены рода имели свои уделы. С течением времени эти уделы превратились в самостоятельные сатавадо. В результате этого на территории Сабаратиано сложились следующие сатавадо: 1. Сагосташабишвило, 2. Сагерманозишвило, 3. Сазурабишвило, 4. Саабашишвило, 5. Сапалаванхосрошвило, 6. Сакавтаришвило, 7. Саиаралишвило, 8. Саиотамишвило, 9. Сабараташвило, 10. Сакапланишвило». (См. указ. соч., с. 77).
В монографии Д. В. Гвритишвили отражены следующие исторические сведения о фамилиях, связанных своим происхождением с родом Бараташвили (Качибадзе-Гечба):
1. Госташабишвили. Представители этой фамилии произошли от Госташаба Бараташвили в первой половине XVI века, владение которого, включавшее 36 сёл, было расположено в Алгетском ущелье.
2. Германозишвили. Их родоначальником являлся Германоз Кавтарович Бараташвили. Его сатавадо сложилось также в первой половине XVI века на территории Алгетского ущелья. По описи 1721 года Германозишвили имели имения и крепостных в 24 сёлах.
3. Зурабишвили. Сатавадо Сазарабишвило сложилось XVII веке в Дманисском ущелье. Основателем его был воевода Зураб Бараташвили. В 1721 году Зурабишвили владели имениями и крепостными в 30 сёлах.
4. Абашишвили. Генеология этой фамилии, по данным Ф. Жордания, начинается с XIV века. Абашишвили владели имениями и крепостными в 20 сёлах.
5. Палаванхосрошвили. Данная фамилия выделилась из рода Бараташвили и упоминается уже с XVII века. В 1721 году они владели крепостными в 23 сёлах.
6. Кавтаришвили. Впервые упоминается в документах XVII века. В 1721 году за ними числились крепостные крестьяне в 17 сёлах.
7. Иаралишвили. Также происходит от Бараташвили. В 1721году за ними числились крепостные крестьяне в 19 сёлах.
8. Иотамишвили. Происходят от Иотама Бараташвили. Их феодальное владение образовалось в 1536 году, когда Иотам отделился от Орбела. На территории Сатавадо находилось до 80 сёл.
9. Капланишвили. Сакапланишвило возникло в 1536 году, когда разделились Иотам и Орбел Бараташвили, и образовалось два новых сатавадо – Саиотамишвило и Саорбелишвило-Сакапланишвило.
О том, что Качибадзе, в свою очередь, происходит от абхазской княжеской фамилии Гячба (Гечба, Кячба, Кичба), у историков нет никаких сомнений. На происхождение фамилии Качибадзе и их потомков Бараташвили от Гечба, по нашему мнению, косвенно указывает и топоним Гачиани (по-абхазски Гьачны) – владение князей Бараташвили в Грузии. В основе данного топонима лежит фамильное имя Гечба (Гьачба), оформленное с помощью абхазского словообразовательного форманта «ны», имеющего локативное значение. «Гьачны» (Гачиани), в целом, переводится с абхазского языка как «местность Гячбовых (Гечба)».
По данным известного абхазского историка А.Э. Куправа, от фамилии Бараташвили на территории Западной Грузии образовываются две мегрельские фамилии – Барателиа и Баратели. Фамилия Барателиа в Грузии представлена в разных районах страны: Абаша, Сенаки, Тбилиси и других. По последним данным фамилия Баратели насчитывает в Грузии более 650 душ (Тбилиси – 157, Мартвили – 135, Абаша – 117).
Тем, кому интересна рассматриваемая тема, предлагаю ознакомиться с одним весьма увлекательным материалом, который касается истории саратовских Баратаевых.
Царь Картли Вахтанг VI из рода Багратионов правил в Тбилиси в начале XVIII века. В 1724 году, после того, как картлийское войско было разбито объединёнными силами кахетинцев и лезгин, царь Вахтанг вынужден был бежать в Россию. Вместе с ним покинули родину около 1400 верных ему человек. Среди них был и 19-летний Мельхиседек Бараташвили, который в 1760 году, прежде став Михаилом Баратаевым, был назначен саратовским воеводой. Ему и выпала честь осуществлять манифест императрицы Екатерины II от 4 декабря 1762 года «о заселении обширных пустующих пространств на Средней и Нижней Волге выходцами из Европы».
Мельхиседек (Михаил) Бараташвили (Баратаев) имел четырёх сыновей – князей Петра, Ивана, Семёна и Андрея. Пётр (1734 – 1789) – генерал-поручик и губернатор Симбирска. Сын Петра Михаил собрал уникальную коллекцию монет, став основоположником грузинской нумизматики.
Иван Михайлович Баратаев родился в 1738 году. В 1754 году он поступил на службу в русскую армию, участвовал в Семилетней войне (1756 – 1763), в ликвидации Барской конфедерации (1768 – 1772) в Речи Посполитой, дослужился до подполковника. В 1773 году Иван Баратаев вышел на гражданскую службу. Поначалу служил в Юстиц-коллегии в Санкт-Петербурге, в 1780-м стал председателем Симбирской палаты уголовных дел, а с 1787 – Уфимской казённой палаты. Позже Иван Баратаев служил вице-губернатором Уфимского наместничества. 4 апреля 1795 года князь был назначен губернатором (в 1796 году наместничество было реорганизовано в Оренбургскую губернию). В 1797 году Иван Баратаев стал тайным советником.
Семён (1745 – 1798) – генерал-майор, кавалер орденов Святого Георгия 3-й и 4-й степеней (1789 и 1785 гг.) и ордена Святого Владимира 2-й степени, генерал-губернатор Казани – в 1789 году. По данным Википедии, «Семён Михайлович имел пять дочерей, из коих одна Елизавета Семёновна была замужем за действительным статским советником, казанским губернатором Борисом Александровичем Мансуровым, а другая – Александра Семёновна, была супругой сенатора Михаила Николаевича Мусина-Пушкина».
Трагически сложилась судьба самого младшего из братьев Баратаевых Андрея (1747 – 1774). Как принято считать, «в чине капитана артиллерии был захвачен войсками Пугачёва и замучен ими в Саратове до смерти». На самом же деле, как зафиксировано в допросных листах Емельяна Пугачёва, капитан Баратаев, командовавший всей саратовской артиллерией, сдался вместе со своими солдатами мятежникам, присягнул на верность «Государю Петру III», после чего вместе с пугачёвцами покинул Саратов. Послужить новому государю капитану удалось недолго. Его стала мучать совесть, он задумал побег, а когда об этом узнал Пугачёв, в ночь с 13 на 14 августа 1774 года Андрея Баратаева убили в Камышине пугачёвские «генералы».
Источник
Свежие комментарии