Был одним из инициаторов возврата шапсугского знамени, захваченного в 1840, на родину из Тбилисского музея, где оно хранилось. Вместе с Асланбеком Бжассо лично поехал в Грузию и привёз знамя в 1926 году...
Был одним из инициаторов возврата шапсугского знамени, захваченного в 1840, на родину из Тбилисского музея, где оно хранилось.
Вместе с Асланбеком Бжассо лично поехал в Грузию и привёз знамя в 1926 году.Вспоминает Махмуд Хакурате: «Мы вынесли знамя (в ауле Афипсип), Тухтух взял знамя в руки и развернул его. Под громкие ликования встречающих сели на лошадей и поехали в сопровождении многочисленных всадников на место проведения праздника. С ними были Ибрагим Цей, Махмуд Хуажев. Не успели мы пройти и сотни метров по земле шапсугов, стоящий между нами по праву старшинства Тухтух сделал на своей руке надрез и окропил знамя кровью. Такова была традиция. Когда мы дошли до поляны, кровь капала не только с локтя руки, но и с древка знамени».
А вот что писал Адам Бжассо - сын участника этой поездки Асланбека Бжассо: «Я просил отца взять меня с собой, но когда вечером его провожал, на вокзале я увидел Тухтуха Мета и понял, почему он не взял меня с собой. Тухтух был одним из храбрых и уважаемых людей не только в родном ауле, но и во всей области. Перед посадкой на поезд отец сказал мне: «Быстрая река Кубань может нести лодку, а может и перевернуть её, но когда со мной такой человек, как Мет Тухтух, нам никто не может помешать, мы привезём обязательно наше знамя».
После большого праздника, на который съехались адыги со всей Адыгеи, Причерноморской Шапсугии, даже с Кабарды, который остался в памяти народа как «Автоном Джэгу», знамя хранилось несколько дней в доме уважаемого всеми Мета Тухтуха. Потом было передано в экспозицию создававшегося музея.
Источник
Свежие комментарии