В «Воспоминаниях кавказского офицера» Федора Торнау, который провел немало времени среди абхазов и кубанских черкесов, часто упоминаются длинные деревянные палки, с которыми, как он писал, местные туземцы ходили по горам: «...Абхазцы, вооруженные своими длинными дорожными палками, окованными железом с обоих концов, шли впереди и испытывали снег, под которым нередко кроются расселины, куда можно провалиться безвозвратно.
.. Потом я занялся резьбой из кизилового дерева палок, употребляемых черкесами для ходьбы в горах. Это им очень нравилось, и многие просили меня украшать их палки, что мне удавалось, к их удовольствию». Уже от себя добавлю, что в тех случаях, когда мне приходилось переходить вброд Большую Лабу в ее верховьях, где она очень быстра и стремительна, без длинной палки под два метра, это сделать практически невозможно, течение почти сразу сносит...
И еще одна добавка, уже огнестрельная - пешие черкесы-стрелки (у тех же горных «демократических» абадзехов большинство войска было пешим, вооруженные ружьями и кинжалами, без коней и дорогих «статусных» шашек), с их длинными азиатскими винтовками, употребляли похожие посохи (черноморские казаки, тоже применявшие их, называли такие ружейные копейца «пидсохами», по-русски подсох), у которых один конец был острый, окованный железом, а другой - с развилиной, куда клали ружейный ствол. Что же касается более известных подсошек - двух длинных тонких прутов, связанных кожаным ремнем и примотанных в походном положении к ружейном чехлу, так это была «конная, кавалерийская тема».
Свежие комментарии