На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Руслан Техажев
    Ничего не может быть влиянием на историческую память и бывшие в далекие времена события.. Было. Но спекулируя на исто...Военное дело адыгов
  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

В период с 20 по 22 марта наступает Новый год по Черкесскому (адыгскому) календарю

В период с 20 по 22 марта наступает Новый год по Черкесскому (адыгскому) календарю. Он имеет астрономическое обоснование и связан с весенним равноденствием – Гъэрэ щIырэ щызыхэкI, когда продолжительность дня равна продолжительности ночи. С этого момента день начинает прибавлять, знаменуя Новый цикл развития природы – Новый год.
В древности наступление Нового года наблюдали по появлению на небе созвездия Вагъуэбэ – «Вагъуэбэ щIым къыхэкIащ», а также по наблюдению за точкой восхода Солнца. Для этого сооружались специальные мегалитические сооружения.
22 марта, в первый день Нового года, совершается ТхьэлъэIу о благополучии в наступившем году.
1). Рано утром 22 марта совершается омовение водами ближайшей реки или ручья.
2). ТхьэлъэIу начинается днем с произнесения обрядового гимна – ИлъэсыщIэ хъуэхъу:
Ди Тхьэ, Тхьэшхуэ!
Ди Тхьэ закъуэ!
Уафэри щIылъэри зезыгъакIуэ
Тыгъэшхуэр къызыбгъэдэкI.
ЩымыIэр хэзыгъахъуэу
Телъыджэр зи Iэужь.
Псори зыщыгугъуу
Зыми щымыгугъыж,
Къэхъури зэлъэIуу
Зыми емылъэIуж
Ди Тхьэ,
Зы Тхьэ,
Тхьэшхуэ!
Хъуэхъур дибэу, дыбагъуэу,
Губгъуэу диIэр бэвылъэу,
Лъэуджыджэ тхэмыту,
Iей тхэтыныр ди жагъуэу,
Ди жагъуэгъухэр зэгуэпу,
Ди япэ идгъэщ щымыIэу,
Ди фIыгъуэр здэдгуэшу,
Гукъеяуэр здэтшэчу.
ДищI бэвылъэр темыкIыу,
Ди пщащэхэр щIыкIафIэу,
Ди щIалэфIхэр лIы хахуэу,
Ди Iуэху дэна ямыщIу,
«Iуэху щIэн» жаIэм къэжану,
Пэрытыныр и хьэлу,
ХьэгъуэлIыгъуэр яублэу,
Бланэм хуэдэу къарууфIэу,
МафIэм хуэдэу къэмыскIэу,
Ди щIэблэр ефIакIуэу,
Ди нэхъыжьхэр тхуэузыншэу,
Iэнэм щысым тхьэмадэфIу,
Хасэм хэтым гуащIафIэу.
ФIыгъуэ дыщымыщIэу,
ЩIэм дигъэгуфIэу,
ХъугъуэфIыгъуэхэр ди бащэу –
ИлъэсыщIэр етхьэкIыну
Тхьэшхуэу дыкъэзыгъэщIам жиIэ!
3). Празднование Нового года сопровождалось обрядами жертвоприношения черной курицы, черного барашка, черного бычка, которые как бы олицетворяли собой тьму и нечисть. По народному поверью, такое жертвоприношение символизировало победу добра над злом. После этого одна из женщин нагревала на открытом огне кусок жира жертвенного животного, который начинал капать в костер, распространяя специфический запах, жьэрымэ. При этом произносится специальный гимн – хъуэхъу:
Мы жьэрымэр
Адыгэ унагъуэхэм,
Адыгэ жилагъуэхэм,
Адыгэ Хэкум имыкIыу;
Ху жилэрэ мафIэ жылэрэ кIуэдыжыху
Лъэпкъ узыншэу мы щIыгум дызэхэзекIуэну
Тхьэшхуэу дыкъэзыгъэщIам жиIэ!
От костра, в который капал животный жир, зажигали изготовленный из горючего материала круг, установленный на высоком шесте, и вокруг него начинались праздничные танцы. Кроме того, новогодняя ночь обычно сопровождалась гаданием на бараньей лопатке. Во время гадания смотрели на свет сквозь лопатку и по пятнам на кости предсказывали урожай, погоду и даже семейные события (свадьбы, роды, похороны). В следовавшие затем праздничные дни адыги проводили скачки, ходили в гости, поздравляли друг друга оригинальными пожеланиями на год грядущий.
4). Старшая и самая уважаемая женщина одновременно разрезает положенные друг на друга три обрядовых пирога – хьалджей. При этом она произносит гимн – Хъуэхъу:
Мы хьэлджеищыр Дыгъэм и плъыфэщ,
Дыгъэм и нэзырэ и бзийрэ псоми къалъысыну
Тхьэшхуэу дыкъэзыгъэщIам жиIэ!
5). От костра, в которой капал животный жир, зажигается Пыпхэ Хъурей – изготовленный из сена круг, установленный на высоком шесте. Перед его зажиганием произносится гимн – хъуэхъу:
Нобэ гъэрэ щIырэ зыхокI
Нобэ ИлъэсыщIэ дытохьэ.
Дыгъэм и хуабэрэ и нэхурэ
Нэхъ щIагъэхуэбжауэ къитыну
Тхьэм жиIэ!
Праздник сопровождается танцами.Завершал праздник Удж — один из старинных хороводных танцев, повторяющий своим «рисунком» солярный знак.
После проведения ТхьэлъэIу праздник продолжается дома, где вся семья и гости угощаются традиционными блюдами. Обрядовый напиток – мэхъсымэ.
Ссылка на первоисточник
наверх