На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Государственность Абадзехии (1848-1859)

Его устройство во многом дублировало государственную систему Шамиля, установленную имамом на Восточном Кавказе, однако, в связи с тем, что горные адыги еще не до конца распрощались с традиционным родоплеменным строем, жили довольно замкнутыми общинами, оно было несколько проще. Фактически, правителем этого государства являлся наиб Шамиля, Мухаммад-Амин Асиялав.

Государственность Абадзехии (1848-1859)Его устройство во многом дублировало государственную систему Шамиля, установленную имамом на Восточном Кавказе, однако, в связи с тем, что горные адыги еще не до конца распрощались с традиционным родоплеменным строем, жили довольно замкнутыми общинами, оно было несколько проще.

Фактически, правителем этого государства являлся наиб Шамиля, Мухаммад-Амин Асиялав.

Территория Абадзехии была поделена на участки, население каждого из которых насчитывало около ста дворов. Такой участок возглавлялся старшиной – мухтаром, которого выбирали сами его жители. Несколько возглавляемых мухтарами участков объединялись в административный округ – махкаме, во главе которого стоял муфтий. При муфтии заседали три кадия – судьи и советника. Администрация махкаме выполняла одновременно и административные, и военные (муфтий был и военным командиром округа), и судебные функции.

Силовую поддержку власти в Абадзехии, как и в восточной части Имамата, обеспечивали муртазеки – гвардия. Каждому муфтию предоставлялся в распоряжение конный отряд муртазеков.

Общие полицейские функции, надзор за общественным порядком осуществляли тоже подчиненные муфтию заптии.

Администрацию махкеме и приданные ей отряды муртазеков и заптиев содержал живший на территории округа народ. Была введена всеобщая воинская обязанность. Каждая семья должна была содержать воина-всадника, который не имел право без разрешения властей покидать свое селение и был обязан по первому призыву явиться в строй и отправиться в военный поход. В случае особой военной угрозы власти округа мобилизовали все боеспособное мужское население.

В каждой махкаме находились мечеть, школа – медресе, суд, место (яма) для заключения преступников, административные здания, продовльственный магазин и государственная конюшня.

Мухаммед Амин и его сподвижники активно занимались религиозным просвещением адыгов, которые в своем абсолютном большинстве приняли Ислам менее ста лет назад, поэтому еще далеко не все отличались глубокой религиозной сознательностью и значительными духовными знаниями. Всему взрослому населению было предписано совершать обязательную для мусульман ежедневную пятикратную молитву, нарушителей крупно штрафовали. Впервые в адыгской истории было введено обязательное общее образование для детей: в медресе их обучали основам Ислама, арабскому письму и нравственным нормам. Общественные отношения стали строго регулироваться шариатским правом. На подконтрольной администрации Мухаммеда Амина территории закончились времена, когда каждое селение было само себе хозяином, могло идти войной на соседнее село, и опасно было выехать за околицу без оружия.

Убийства, разбой карались смертной казнью через расстрел, изменников, вступавших в сговор с российским командованием, как и прежде, бросали в горные реки, их имущество конфисковывали. За воровство назначалось отрубание руки, за пьянство, аморальное поведение – наказание плетьми или розгами. В народную память адыгов Мухаммед Амин вошел как справедливый, но суровый и быстрый на расправу правитель. В действительности он был, вероятно, менее деспотичен, чем сам Шамиль, однако консервативные адыги, привыкшие веками ограничивать свою свободу только неписаными народными обычаями, не смогли сразу отказаться от привычного образа жизни, тяжело адаптировались к новым условиям, которые неизбежно несла с собой государственность. Поэтому в Абадзехии карательная система Имамата работала особенно активно. Прежде же суровые наказания в обществе адыгов-горцев были редким явлением. У адыгов даже возникла поговорка: «Знамя наиба – плеть муртазека». Тем не менее, в результате суровых мер по наведению порядка и репрессии против недовольных правлением Мухаммеда Амина (особенно из числа горской знати), в результате политики наиба в адыгском обществе ушли в прошлое ранее процветавшие (как и на Восточном Кавказе до Шамиля) такие явления, как разбои, кражи и угоны скота, похищения людей, пьянство.

Постоянная ставка Мухаммеда Амина – в сущности, столица абадзехского исламского государства, находилась в ауле Хаджох в урочище Каменный Мост – широком участке долины реки Шхагуаш (русское название Белая), окруженном лесистыми грядами переходящих в горы предгорий Западного Кавказа. По имени наиба небольшая речка, впадающая в Белую в этом урочище с левой стороны, называется к нашему времени Аминовкой.

Важным итогом политики Мухаммеда Амина стало прочное укрепление адыгского народа в Исламе. До него адыги, не имевшие собственной письменности, с Османским Халифатом имевшие связь лишь по морю, хотя уже считали себя мусульманами, нередко не отличались глубокой исламской религиозностью, продолжали следовать древним языческим культом. После десяти лет правления наиба Шамиля абадзехи, как позже писал французский эмиссар на Западном Кавказе, А. Фонвилль, «сделались совершеннейшими мусульманами», в них окончательно утвердилась исламская сознательность, они стали строго выполнять все исламские обряды.

В войске Мухаммеда Амина сражались не только адыги, убыхи и абхазы, но также представители других народов. Так, на его службе состояло целое подразделение казаков-перебежчиков, добровольцы из Османского Халифата, а также поляки – участники антироссийского восстания 1830 г. в Польше, в наказание сосланные в действующую армию на Кавказ и, не долго думая, перешедшие на сторону горцев. Некоторую поддержку Мухаммеду Амину оказывали агенты увидевшей в нем сильного лидера, на которого можно опереться, чтобы не дать Российской империи закрепиться на Черноморском побережье Кавказа, Великобритании. Именно при помощи британских инженеров в государстве Мухаммеда Амина началась активная выплавка серебра и свинца. Российское командование, разумеется, с тревогой следило за административными и политическими успехами Мухаммеда Амина. Не работал традиционный прием, с помощью которого Россия одерживала верх над горским сопротивлением: разделение горцев на партии, из-за чего они не могли выступить единым фронтом. В рапорте 5 апреля 1850 г. полковник Волков сообщал, что «наказанием же смертью лазутчиков и лишением имущества, за подозрение в сношениях с русскими затрудняет теперь получение нами сведений». В 1851 г. Мухаммед Амин предпринял первое крупное наступление против русских войск, которое стало очередной попыткой руководства Имамата объединить разделенные Кабардой и Осетией части своей территории. Многочисленное войско Мухаммеда Амина предприняло поход из гор Абадзехии на область Карачай в верховьях Кубани. Жившие там карачаевцы – тюркоязычный горский народ, полностью прекратили сопротивление России еще в 1834 г., так как вследствие ранее прошедшей по их землям эпидемии чумы их человеческих ресурсов не хватало для длительной войны с русскими войсками. Мухаммед Амин предполагал теперь, когда прошло уже довольно много времени, и численность боеспособного народа должна была относительно восстановиться, поднять на восстание Карачай, а затем Кабарду, после чего совместно с кабардинскими силами и наступающими с востока войсками Шамиля овладеть Дарьяльским ущельем и, таким образом, соединить обе части исламского государства, создать сплошной фронт для борьбы с Россией. Поход оказался неудачным: горцы смогли преодолеть запиравшую их в горах Лабинскую кордонную линию, но в битве на реке Уруп, где протягивалась другая укрепленная линия, потерпели поражение от стянувшихся русских войск и отступили. Однако сам факт попытки войска Мухаммеда Амина прорваться в Карачай, преодоление адыгами Лабинской линии свидетельствовали об успешном складывании на Западном Кавказе опасного для российского влияния национального объединения, возникновении серьезной угрозы российским владениям и на Кубани. Возможно, укрепления Кубанской линии, казачьи станицы Приазовья и Ставрополья тоже стали бы подвергаться таким частым и опустошительным набегам, какие совершали воины Шамиля на Восточном Кавказе. Однако с севера государство Мухаммеда-Амина отделяли от русских владений земли равнинных адыгских племен, живших в условиях феодализма, а значительные военные силы отвлекались на поддержание внутреннего порядка в государстве, населенном плохо привыкавшим к новым строгим законам, часто оказывавшим неповиновение народом. Тем не менее, централизованное государственной управление в землях абадзехов, так же как и на востоке Кавказа, позволяло оперативно перебрасывать необходимое количество сил на нужные участки фронта и эффективно противостоять русским карательным экспедициям, оказывать материальную поддержку пострадавшим от войны общинам.

Конституция Абадзехии.
1. - Я, Мухаммад Эмин, ввел эти законы для всех абадзехов по приказу Шамиля для наилучшего следования Ислама.
2. - Я, как представитель имама Шамиля, осуществляю государственное управление по исламским делам абадзехов.
3. - Следование этим законам обязательно для всех абадзехов.
4. - Я являюсь верховным эмиром абадзехов.
5. - Мне одному принадлежит право командования.
6. - Надлежит во всем слушаться меня одного как назначенного по достоинствам имамом Шамилем.
7. - Муртазеки из мюридов составляют мою личную гвардию.
8. - По первому моему призыву абадзехи должны вставать под знамена Ислама, образуя ополчение.
9. - В бою уповайте на Аллаха и помощь всех братьев-мусульман.
10. - Верховный эмир является главой управления у абадзехов.
11. - Верховный эмир отдает приказы с согласия Меджлиса абадзехов.
12. - На территории племени вводится четыре округа.
13. - Округ возглавляет наиб.
14. - Наиб назначается и освобождается от должности верховным эмиром.
15. - Наиб действует при помощи муртазеков как своей дружины.
16. - При наибе существует мегкеме, включающий муфтия и трех кадиев.
17. - Муфтий округа назначается и освобождается от должности верховным эмиром.
18. - Муфтий округа осуществляет религиозное управление на территории округа.
19. - Апелляционным судом по шариату является мегкеме округа.
20. - Первым судом является кадий общества, назначаемый верховным эмиром.

на фото Крепость Псыфаб, являвшийся центром одного из мехкеме Абадзехии.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх