На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Почему черкесы как многие войны брили голову и носили хвост

Ак1э (оседелец) у черкесов. В разные периоды, во многих военизированных обществах, бытовала мужская прическа с вариациями - бритая голова и хвост, оставленный на темени...

Почему черкесы как многие войны брили голову и носили хвост

Ак1э (оседелец) у черкесов. В разные периоды, во многих военизированных обществах, бытовала мужская прическа с вариациями - бритая голова и хвост, оставленный на темени.


Кшатрии-воины брили голову, оставляя небольшой пучок волос в центре головы. Возможно, поэтому их называли шикханди, от «шикханда» — «пучок волос».


У некоторых коренных народов Америки бытовала так называемая "скальповая прядь". Классическим скальпом считались волосы с макушки, которые заплетались в одну или несколько косичек. Мальчику впервые заплетали скальповую прядь в возрасте приблизительно пяти лет. Несмотря на большое разнообразие причесок, даже выбривая голову, индейцы всегда оставляли небольшую прядь волос, называемую «скальповой». "Белые" современники особо отмечали, что индейцы никогда не выбривают голову полностью, всегда оставляя скальповую прядь, служившую признаком мужества и вызовом врагу.
У польско-литовской шляхты XVI-XVII вв. чуб волос на выстриженной голове был проявлением сарматской моды. Для запорожских казаков такой чуб являлся своего рода отличительной чертой зрелого воина, ибо молодым бойцам (джу́рам) его носить не позволялось.
Бянь-фа (кит. 辮髪 «косички») — традиционная мужская причёска кочевых народов Великой евразийской степи, в XIX столетии в странах Запада и России ошибочно принимаемая за китайскую традицию. Представляла собой чуб или косичку, которая заплеталась на затылке, макушке или висках.

[img]"[/img]


Известна причёска маньчжуров, которые заплетали косу из трех пучков на затылке, оголяя лоб и виски.
О. Гёрни в своей книге "Хетты" также отмечает :
"Вообще говоря, волосы оставляли нестрижеными и они, зачесанные назад, свисали с затылка; иногда они схватывались лентой; лоб порой подбривали. "

Есть ряд упоминаний о бытовании такой прически и относительно черкесов:
"Отношение черкесов к мертвым...
Самые суровые ветераны, сгрудившиеся вокруг убитого, были полны сочувствия. Единственная прядь волос, длинная, черная и блестящая, росшая на его голове, обритой по мусульманскому обычаю, была еще одним свидетельством его юности, которое станет меланхолическим украшением на могиле погибшего, чья безрассудная храбрость была главной причиной столь безвременной кончины..."

[Дж. Лонгворт ,"Год среди черкесов."]

Джамбулат Болотоков тоже носил оселедец. Г. В. Новицкий, описывает его : "..небольшого роста, широкогрудый, с оселедцем за ухом князь Болотоков .."

"Черкесов много разных племен: так горские, что означает люди с гор, большая часть которых язычники, и басеащенки, что означает бритые головы, так как они бреют волосы на голове, оставляя их на макушке. "[Николаас Витсен. "Северная и Восточная Тартария"]

"Мужское одеяние черкесов весьма красиво. Голову бреют, оставляя наверху небольшой хохолок; бороду также бреют, но усы отращивают."

[ Георги, Иоганн Готлиб. Описание всех обитающих в Российском государстве народов : их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей / [Иоганн Готлиб, Георги]. - СПб., 1799. - 4 т. ]

"Мужчины бреют голову или очень коротко стригут волосы, оставляя на макушке клок волос длиною в палец.Раньше черкесы носили только усы, теперь нередко можно встретить черкесов, которые отпускают и бороду" [Историческое топографическое статистическое этнографическое и военное описание Кавказа. 1834 г. Иоганн Бларамберг]

А. Олеарий о черкесах в XVII в. : «Мужчины, у себя вверху на макушке дают свисать вниз небольшой изящно сплетенной косе. Этот пучок волос на макушке назывался черкесами «акIэ». Ача отращивался юношей после того, как он становился воином.»

"Через 33 дня прибыли в страну, что зовется Сихия, в город, что именуется Матрика (Народ Zich или Sich — черкесы, адыгэ, некогда занимали западные склоны Кавказа, но им же принадлежала и равнина р. Кубани и большая часть Кабардии...), где вождь и народ называют себя христианами, имея греческое писание и греческих священников... Все мужчины наголо бреют головы и тщательно растят бороды, кроме знатных людей, которые, в знак знатности, оставляют над левым ухом немного волос, выбривая всю остальную голову."

[О существовании Великой Венгрии, обнаруженной братом Рихардом // Исторический архив. — 1940. — Т. 3.]

"Черкесы брили голову, а на макушке оставляли длинный пучок волос, по тому же обычаю, который известен и у Запорожцев и отличал их "Войсковых товарищей".

[Казачий словарь-справочник. — Сан. Ансельмо, Калифорния, С.Ш.А.. Составитель словаря Г.В.Губарев, редактор - издатель А.И.Скрылов. 1966-1970.]

"Прическа с оселедцем была заимствована украинцами у восточных народов. ... в 1504 г. генуэзец Джорджи указал на ее бытование среди черкесов на Кавказе".

[Dmitrij Zelenin. Russische (Ostslavische) Volkskunde. Berlin, 1927. S. 245.]

" Типичный портрет кабардинского князя и по отцу и по матери, ибо только такой князь в Кабарде считался полноправным.
Как полагалось для этого сословия он до 16 лет воспитывался на стороне у аталыка и рос и бегал босиком (для закалки, вместе с аульскими мальчиками, ничем от них не отличаясь, кроме длинного чуба, который висел у него из-под папахи. "А для чего ?"- спросил я его как-то, как-бы не понимая смыла этого старого обычая. "Не писать же мне на лбу, что я княжеский сын"-коротко ответил он....."

[Проф. Пожидаев, "Прикавказские анты и Киевская династия" ,1940 г]

"Мужчины бреют голову или очень коротко стригут волосы, оставляя на макушке клок волос длиною в палец. "

[Иоганн Бларамберг. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа.]

"Они (черкесы) стригут волосы на голове, кроме одного кончика на темени, который они носят очень длинным и заплетенным. " [И.Тунман.Путешествие в Крымское ханство.]

« Усы носят длиннейшие. Имеют также при себе ... бритву и оселок для того, чтобы ее оттачивать, так как они бреют голову, оставляя на макушке пучок волос, длинный и спутанный ... для того, чтобы было за что ухватить голову, в случае, если ее отрубят, не марая лица окровавленными руками, оскверненными и загрязненными человекоубийством».

[Джорджио Интериано. Быт и страна зихов, именуемых черкесами. Достопримечательное повествование. Венеция, 1502 г.]

"Черкесы бреют голову ,оставляя на верхушке небольшой хохолок ; также бреют и бороду ,но усы отращивают ,для воинственного вида" [Н.В.Данилевский, "Кавказ и его горские жители".]

Этот обычай посещения раненых женщинами повсеместен. Я много раз видел двух девушек, одна из которых являлась сестрой Хасан-Бея, приходивших посидеть у кровати моего больного пациента, занимаясь тем, что обмахивали его и оказывали иные деликатные знаки внимания, в частности расчесывали и чистили пряди конских волос, что молодые люди обычно носят на макушке головы.
[Д. БЭЛЛ ДНЕВНИК ПРЕБЫВАНИЯ В ЧЕРКЕСИИ В ТЕЧЕНИИ 1837-1839 ГОДОВ]

Они бреют голову, как турки, оставляя лишь прядь волос на макушке 21. Старики бреют бороду, но молодежь обычно только подрезает ее ножницами, и так делает большинство из них, что означает вступление в зрелый возраст. Все они носят длинные усы.
[ЖАК-ВИКТОР-ЭДУАРД ТЭБУ ДЕ МАРИНЬИ ПУТЕШЕСТВИЯ В ЧЕРКЕСИЮ 1818]

После окончания воинской жизни старый воин совершал обряд «акIэ упсыж» - сбривания чуприны. «АкIэ упсыж» - метафора, означающая уйти в отставку, «акIэупсыжыгъуэ» - пора ухода в отставку, так говорили об уже постаревшем человеке

Поддержите канал:

Другие статьи:

Были ли адыги христианами?

Первая Османо-Мамлюкская война (1484-1491)

Черкесы не смогли противостоять Крымскому Ханству и Османской Империи на Восточном Приазовье

ВЕЛЬЯМИНОВСКОЕ УКРЕПЛЕНИЕ В УСТЬЕ ТУАПСЕ

Источник
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх