В 1829 году Российская империя, используя дипломатические трюки, объявила себя «хозяином» Западной Черкесии в глазах международного сообщества. Еще задолго до этих событий Османская Империя делала попытки покорить Черкесию, включив ее в свой состав. Это делалось и через Крымское Ханство, и через попытки распространить мусульманскую религию в Черкесии.
Военное столкновение между турецкими войсками и черкесами было только один раз – при попытке высадить десант на черкесском берегу Черного моря и основать крепость. Десант был уничтожен стремительным ударом черкесской конницы. После этого, османские власти стали вести переговоры и, договорившись с местными князьями Натухая (исторической области Черкесии – современные Анапский, Новороссийский, Крымский, Геленджикский и Абинский районы Краснодарского края), возвели крепости Анапа и Суджук-кале. Заверения турок о приведении в подданство черкесов нисколько не соответствовали действительности.В 1829 году Российская империя, используя дипломатические трюки, объявила себя «хозяином» Западной Черкесии в глазах международного сообщества.Еще задолго до этих событий Османская Империя делала попытки покорить Черкесию, включив ее в свой состав. Это делалось и через Крымское Ханство, и через попытки распространить мусульманскую религию в Черкесии. Военное столкновение между турецкими войсками и черкесами было только один раз – при попытке высадить десант на черкесском берегу Черного моря и основать крепость. Десант был уничтожен стремительным ударом черкесской конницы. После этого, османские власти стали вести переговоры и, договорившись с местными князьями Натухая (исторической области Черкесии – современные Анапский, Новороссийский, Крымский, Геленджикский и Абинский районы Краснодарского края), возвели крепости Анапа и Суджук-кале. Заверения турок о приведении в подданство черкесов нисколько не соответствовали действительности.
«Черкесы за вознаграждение еще терпели на своей территории османов, но не допускали, а вернее, безжалостно колотили их при всякой попытке вмешательства в свои дела». На своих картах, выдавая желаемое за действительное, турки рисовали Черкесию включенной в состав Османской империи. Россию это вполне устраивало. Победив в очередной русско-турецкой войне, она заключила Андрианопольский мир, по условиям которого Турция «уступала» России Черкесию, признав ее «в вечном владении Российской империи». Таким образом «весь дипломатический корпус Европы оказался перехитренным московской хитростью».
Как справедливо отмечал основоположник коммунизма Карл Маркс, «Турция не могла уступить России то, чем не владела сама». Он же подчеркивал, что это прекрасно известно России: «Черкесия всегда была настолько независима от Турции, что в то время, как в Анапе находился турецкий паша, Россия заключала соглашение о прибрежной торговле с черкесскими вождями». Для выяснения отношений с Турцией в Стамбул была направлена черкесская делегация. Турецкое правительство предложило адыгам признать турецкое подданство и принять ислам, что было категорически отвергнуто.
Развязав себе руки в международном плане, Россия прекрасно понимала, что Андрианопольский мир был «только буквою, которую черкесы не хотели знать», и что «принудить их к покорности можно только оружием».
В 1830 году боевые действия против Западной (Закубанской) Черкесии были резко активизированы. Адыги направили делегацию к военному командованию на переговоры. Им было заявлено, что Черкесия и ее жители переданы их хозяином – турецким султаном, России. Черкесы отвечали: «Турция никогда не завоевывала наши земли силой оружия и никогда не покупала их за золото. Как она может дарить то, что ей не принадлежит?» Один из адыгских старейшин образно объяснил, как Турция «подарила» Черкесию России. Указывая генералу на птичку, сидевшую на дереве, он сказал: «Генерал! Ты хороший человек. Я дарю тебе эту птичку – она твоя!».
В «Меморандуме союза западночеркесских племен», направленном российскому императору, говорилось: «Нас четыре миллиона и мы едины от Анапы до Карачая. Эти земли принадлежат нам: мы их унаследовали от наших предков и стремление удержать их в нашей власти и является причиной долгой вражды с вами... Будьте к нам справедливы и не разоряйте нашего имущества, не проливайте нашу кровь, если вас на это не вызывают... Вы вводите в заблуждение весь мир, распространяя слухи, что мы дикий народ и под этим предлогом вы ведете войну с нами; между тем мы такие же человеческие существа, как и вы... Не стремитесь проливать нашу кровь, так как МЫ РЕШИЛИ ЗАЩИЩАТЬ НАШУ СТРАНУ ДО ПОСЛЕДНЕЙ КРАЙНОСТИ…»
В Западной Черкесии российские генералы также применяли тактику выжженной земли, уничтожали посевы, угоняли скот, обрекая население на голодную смерть. Селения сжигали сотнями, уничтожая всех не успевших скрыться жителей. Широко известным стал позорный курган генерала Засса с человеческими головами, сооруженный для устрашения окрестных черкесских деревень. Такие действия генерала даже вызвали возмущение самого императора. Подобные методы ведения войны приводили к жертвам среди мирного населения, но в военном плане российское командование терпело сокрушительные поражения.
Целые карательные армии по 40-50 тысяч человек буквально исчезали в Черкесии. Как писал один из русских офицеров: «Чтобы покорить Грузию, нам хватило двух батальонов. В Черкесии целые армии просто исчезают …» Русские цари устроили в Черкесии настоящую бойню не только для адыгов, но и для своей армии. «Потери русской армии в Черкесии, – писал в 1840 году британский офицер Джеймс Камерон, очевидец тех событий, – представляют ужасающую картину человеческого жертвоприношения».
Свежие комментарии