Одной из ярких и масштабных исторических личностей, длительное игнорирование многообразной деятельности и вклада которой в общественное и культурное развитие этноса и края привело к серьезным и досадным искажениям, появлению целого ряда неоправданных лакун в национальной и региональной историографии, является Сефер-Бей (Сафербий Хацуцевич) Сиюхов.
Первая относительно развёрнутая биографическая публикация о нём, вышедшая отдельным изданием, стала возможной лишь в нач. 90-х гг. прошлого века. Она, в известном смысле, пробудила в региональном научном сообществе определённый интерес к этой неординарной личности и положила начало изучению её творческого наследия, главным образом, литературно-публицистического и общественно-педагогического. В настоящее время нами выявлен и систематизирован значительный источниковый материал (неизвестные ранее рукописные и печатные работы, архивные документы, мемуары и т. п.), позволивший осуществить комплексное исследование жизни, общественной деятельности,Одной из ярких и масштабных исторических личностей, длительное игнорирование многообразной деятельности и вклада которой в общественное и культурное развитие этноса и края привело к серьезным и досадным искажениям, появлению целого ряда неоправданных лакун в национальной и региональной историографии, является Сефер-Бей (Сафербий Хацуцевич) Сиюхов. Первая относительно развёрнутая биографическая публикация о нём, вышедшая отдельным изданием, стала возможной лишь в нач. 90-х гг. прошлого века. Она, в известном смысле, пробудила в региональном научном сообществе определённый интерес к этой неординарной личности и положила начало изучению её творческого наследия, главным образом, литературно-публицистического и общественно-педагогического.
В настоящее время нами выявлен и систематизирован значительный источниковый материал (неизвестные ранее рукописные и печатные работы, архивные документы, мемуары и т. п.), позволивший осуществить комплексное исследование жизни, общественной деятельности, разнообразного наследия С. Сиюхова и разработку его более полной и достоверной биографии.
В 1922-1923 гг., после короткого, но чрезвычайно насыщенного периода активной общественно-политической деятельности (непосредственное и энергичное участие в движении за национальное самоопределение кубанских горцев, организаторская и административная работа в органах власти молодой автономной области и т. д.), С. Сиюхов, возглавивший областной отдел народного образования Адыгоблисполкома (далее ОБОНО – в соответствии с официально принятой в 1920-х-1930-х гг. аббревиатурой), всецело отдаётся новому ответственному делу. Ему предоставляется реальная возможность практического воплощения своих идей и взглядов на проблемы культурного возрождения и развития кубанских адыгов, которые он неоднократно высказывал в печати и отстаивал в острой публичной полемике с оппонентами при прежнем режиме. В ведении АдыгОБОНО, помимо системы народного образования, в 20-е гг. находился широкий круг вопросов национально-культурного строительства, организации материальной и кадровой базы общественных и гуманитарных наук. Сохранившиеся архивные материалы и печатные источники дают некоторое представление об основных направлениях, характере, методах, а также исполнителях этой работы, в т. ч. в области исторического краеведения, проводившейся ОБОНО и его структурными подразделениями (методический совет и редакционно-издательская комиссия) под руководством и при непосредственном участии С. Сиюхова.
Одновременно к середине 20-х гг. работниками просвещения Адыгейской (Черкесской) автономной области с одобрения методсовета ОБОНО была подготовлена и выпущена в свет целая серия учебной и методической литературы по школьному краеведению: «Краеведение в примерах, задачах и диаграммах», «Наш край. Географический и экономический очерк А(Ч)АО», «Краеведение в школах А(Ч)АО; школьные летописи» и другие издания, в которых, как правило, присутствовал и материал об историческом прошлом края и его автохтонов. Широкое развитие школьного краеведения стимулировало исследовательскую работу просвещенцев в области местной истории и этнографии, развитие исторического краеведения как самостоятельной отрасли научных знаний. Последнее, помимо прочего, обуславливалось отсутствием или крайней незначительностью объективной научной литературы об адыгах и их прошлом, острой необходимостью создания обобщающих работ по национальной истории, пропаганде научно-исторических знаний среди населения. Опубликованные в 1922 году очерки С. Сиюхова «Воскресение из мёртвых» и «Черкесы-Адыге. (Историко-бытовой набросок)», очевидно, призваны были отчасти заполнить эти историографические «пустоты». Большая работа по истории и традиционной культуре горского населения Кубани «Черкесы-Адыге…», помещённая в VII выпуске «Известий ОЛИКО» (старейшего в регионе научно-краеведческого общества, действительным членом которого являлся С. Сиюхов), во многом продолжала традиции литературно-исторического творчества адыгских авторов-просветителей дореволюционного периода. Несмотря на известную публицистичность, местами определённое стремление «опоэтизировать» историческое прошлое своего народа и т. п., очерк С. Сиюхова в целом был благожелательно воспринят краеведческой общественностью края. Он пользовался популярностью в среде национальной интеллигенции, школьных работников Адыгеи в особенности, пробуждая в них интерес к собственной истории и культуре, к самостоятельным краеведческим изысканиям.
читайте и смотрите больше на наших ресурсах:
ССЫЛКА НА ЮТУБ - ПРОБУЖДЕНИЕ (жмите на надпись)
ССЫЛКА НА ИНСТАГРАМ - ПРОБУЖДЕНИЕ (жмите на надпись)
Свежие комментарии