Междоусобная война абхазских и мегрельских феодалов продолжалась тридцать лет. Она носила жестокий характер. Так, абхазский князь во время одного из своих набегов в Мегрелию сжёг там деревянную церковь. Леван вызвал его на переговоры, но абхазский князь потребовал для этого трёх заложников – сыновей самых знатных мегрельских вельмож.
Но Леван не сдержал слова. Во время встречи он тут же схватил абхазского князя и приказал отрубить ему голову, а свиту отпустить на волю. Узнав об этом, супруга предательски убитого абхазского князя немедленно приказала казнить всех заложников. Об одном из походов Левана II Дадиани в Абхазию (около 1647 г.) сохранилась надпись на иконе св. Георгия из Илорского храма, которая гласила: «Когда мы выступили против Шервашидзе в Зупу (Лыхны), по сю сторону реки Муцу (по-видимому, Мчишта) опустошили (всё), ещё раз напали на Зупу, по эту сторону р. Капоэти (р. Бзыбь) совершенно выжгли всё и разорили и где только были укрепления, взяли и уничтожили. На реке КапоэтиМеждоусобная война абхазских и мегрельских феодалов продолжалась тридцать лет. Она носила жестокий характер. Так, абхазский князь во время одного из своих набегов в Мегрелию сжёг там деревянную церковь. Леван вызвал его на переговоры, но абхазский князь потребовал для этого трёх заложников – сыновей самых знатных мегрельских вельмож. Но Леван не сдержал слова. Во время встречи он тут же схватил абхазского князя и приказал отрубить ему голову, а свиту отпустить на волю. Узнав об этом, супруга предательски убитого абхазского князя немедленно приказала казнить всех заложников. Об одном из походов Левана II Дадиани в Абхазию (около 1647 г.) сохранилась надпись на иконе св. Георгия из Илорского храма, которая гласила: «Когда мы выступили против Шервашидзе в Зупу (Лыхны), по сю сторону реки Муцу (по-видимому, Мчишта) опустошили (всё), ещё раз напали на Зупу, по эту сторону р. Капоэти (р. Бзыбь) совершенно выжгли всё и разорили и где только были укрепления, взяли и уничтожили. На реке Капоэти напали на нас Зупуар и Сухуар Аршани (Маршания), которых мы победили. Одних из них мы истребили, других взяли в плен и вернулись победителями». Но абхазский владетель «не хотел заключать (с Леваном) ни мира, ни перемирия и кончил воевать, когда узнал о смерти своего варвара-зятя». Pieter van der Aa. Mingrélie, autrefois Colchis, pays baigné au couchant par la Mer noire. 1714 Pieter van der Aa. Mingrélie, autrefois Colchis, pays baigné au couchant par la Mer noire. 1714 При жизни Леван всё же вынужден был перейти к оборонительной политике. Рядом исследователей ему приписывается строительство Келасурской (Великой Абхазской) стены. В настоящее время установлено, что эта стена состояла из 280 башен, четырёх гарнизонных укреплений и соединяющих их стен и обрывов общей длиной 58 км. Стена, представляя собой сложную систему естественных и искусственных рубежей, прослеживается от современного Сухума до Ингура, образуя линию обороны до 100 км. Возможно, этот интересный памятник фортификационного искусства имеет два строительных периода: более ранний – стена в XIII–XV вв. как бы охраняла подгорную дорогу из Мегрелии в Абхазию, некогда называвшуюся в грузинских летописях «Абхазская дорога», и более поздний – XVII в. Её, возможно, восстановил, а не построил Леван Дадиани. Леван II умирает в 1657 г. Положение Мегрельского княжества после этого всё время ухудшалось, а с начала 60-х годов феодальные междоусобицы в Западном Закавказье приобрели более острый характер. Создавшимся положением незамедлительно воспользовались абхазские феодалы, сумев достигнуть полной независимости. Так, патриарх Макарий не считал Абхазское княжество частью феодальной Грузии. В 70-х годах XVII в. набеги на Мегрелию ещё более усилились. Очевидцы писали, что «Мегрелии нет…» и что «страх… настолько велик, что люди бегут от собственной тени, принимая её за абхаза». В те годы иерусалимский патриарх Досифей свидетельствовал, что «абхазы опустошили Мокву, Зугдиди и всю сторону от Диоскурии до Гипиуса» (р. Цхенис-Цкали в Западной Грузии). Причём, Дадиани был «не в силах прогнать абхазов». Как показали археологические раскопки в Цебельде, несколько позднесредневековых церквей были разрушены во второй половине XVII в. Например, монастырский храм св. Георгия был подожжён, угловые опоры развалены. Престол абхазских католикосов был перенесён из Пицунды в Гелати, близ Кутаиси. Но прежняя традиция долго сохранялась. Каждый новый католикос хоть раз в жизни должен был побывать в Пицунде, чтобы провести богослужение. От феодальных междоусобиц прежде всего страдали люди. Победители разрушали дома, уводили в плен хозяев, а затем продавали их или держали у себя в качестве рабов до выкупа. В выигрыше оставались лишь феодалы и турецкие работорговцы. В конце 70-х годов Мегрельское княжество оказалось в ещё худшем положении. Сарек Шервашидзе (сын владетельного князя Сустара) вместе со своим братом Квапу в начале 80-х гг. XVII в. захватил территорию Мегрельского княжества до р. Ингур. Это был на сей раз не просто набег Сарека Шервашидзе, он решил здесь обосноваться и даже объявил себя мегрельским мтаваром. Сарек неоднократно вторгался и за Ингур, пытаясь овладеть тамошними землями. Он пользовался большим уважением среди соседних аланских (осетинских) правителей. Это не помешало его дяде Зегнаку вторгнуться во владения Сарека. После смерти Зегнака территория Абхазии была поделена между его сыновьями: Джикешия досталась область между реками Кодор и Аалыдзга, Квапу – между реками Аалыдзгой и Ингуром. Старший, Ростом остался главным владетелем остальной Абхазии. В абхазско-мегрельской войне XVII в. на стороне абхазов принимали активное участие представители северокавказских народов: джигеты, абазины, кабардинцы. Это во многом предопределило победу Шервашидзе над Дадиани. Так, в 1680 г. Далом и Цабалом (долина Кодора) овладел выходец из Ахчипсоу (совр. Красная Поляна) князь Хрипс Эшсоу-ипа Маршания, родственники и потомки которого продолжали возглавлять в этих местах все горские общества. В результате всех этих событий этническая граница между абхазами и картвелами, проходившая до начала II тыс. н. э. по р. Ингур, была восстановлена. Она приобрела одновременно и государственный политический статус, сохраняющийся уже более 300 лет.О. Х. Бгажба, С. З. Лакоба
История Абхазии С древнейших времен до наших дней
#абхазы #чачба #шервашидзе #джики #абаза #мисимиане #восточное причерноморье #мегрелия #дадиани
Свежие комментарии