Культовое и даже сакральное значение причесок в патриархальных обществах ,хорошо известно. Исключением не являются и адыги. Для женщин ,заплетенные в одну или несколько кос волосы ,являлись основной прической. Но у мужчин всё было немного сложнее...
Культовое и даже сакральное значение причесок в патриархальных обществах ,хорошо известно.
Исключением не являются и адыги. Для женщин ,заплетенные в одну или несколько кос волосы ,являлись основной прической. Но у мужчин всё было немного сложнее.Жизнь мужчины делилась как бы на три части - детство , зрелость ,старость. Детство заканчивалось в 14 лет и мальчик становился воином. Начиналась его полная тревог и опасностей жизнь. И единственной прической на этот долгий период его жизни становилось АкIэ - длинный клок волос оставлявшийся на темени , на полностью бритой голове. О том для чего именно оставлялся акIэ ,сообщает Дж.Интериано в своем описании черкесского быта ,обычаев и нравов : «Усы носят длиннейшие. Имеют также при себе бритву и оселок для того, чтобы ее оттачивать, так как они бреют голову, оставляя на макушке пучок волос, длинный и спутанный ... для того, чтобы было за что ухватить голову, в случае, если ее отрубят, не марая лица окровавленными руками, оскверненными и загрязненными человекоубийством». [Дж. Интериано. "Быт и страна зихов, именуемых черкесами". Достопримечательное повествование. Венеция, 1502 г.]. Делалось это в том случае когда не было возможности вернуть труп бойца на родину ,во время дальних походов активно практиковавшихся черкесами на протяжении всей своей истории.
В следующей выдержке особо подчеркивается что акIэ была атрибутом именно молодых воинов : "Самые суровые ветераны, сгрудившиеся вокруг убитого, были полны сочувствия. Единственная прядь волос, длинная, черная и блестящая, росшая на его голове, обритой по обычаю, была еще одним свидетельством его юности, которое станет меланхолическим украшением на могиле погибшего, чья безрассудная храбрость была главной причиной столь безвременной кончины." [Дж. Лонгворт ,"Год среди черкесов."]
Наряду с акIэ , у адыгов бытовало и полное выбриванием головы. Данная прическа безусловно является следствием влияния ислама. "Выйдя там на море, они через 33 дня прибыли в страну, что зовется Зихия, в город, что именуется Матрика .Все мужчины наголо бреют головы и тщательно растят бороды, кроме знатных людей, которые, в знак знатности, оставляют над левым ухом немного волос, выбривая всю остальную голову." [Iulianus Hungarus. "О существовании Великой Венгрии, обнаруженной братом Рихардом."]
Множество свидетельств оставленных как иностранными так и российскими источниками подтверждают факт бытования у адыгов этого типа причесок : "Мужское одеяние черкесов весьма красиво. Голову бреют, оставляя наверху небольшой хохолок; бороду также бреют, но усы отращивают." [Георги, Иоганн Готлиб. Описание всех обитающих в Российском государстве народов : их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей.- СПб., 1799. - 4 т. ]
И еще несколько выдержек.
"Мужчины бреют голову или очень коротко стригут волосы, оставляя на макушке клок волос длиною в палец. Раньше черкесы носили только усы, теперь нередко можно встретить черкесов, которые отпускают и бороду" [Историческое топографическое статистическое этнографическое и военное описание Кавказа. 1834 г. Иоганн Бларамберг]
"Черкесы, или кабардинцы, рассматриваемые в целом, хорошо сложены и сильны, энергичны, неутомимы, активны, горды, хорошо обращаются с оружием как верхом, так и пешими. Они бреют голову и бороду, отпускают длинные усы и тщательно ухаживают за ними." [Яков Рейнеггс "Всеобщее историко-топографическое описание Кавказа"]
"Черкесы бреют голову ,оставляя на верхушке небольшой хохолок ; также бреют и бороду ,но усы отращивают ,для воинственного вида" [Н.В.Данилевский, "Кавказ и его горские жители".]
"Черкесы стригут волосы на голове, кроме одного кончика на темени, который они носят очень длинным и заплетенным. " [И.Тунманн. "Путешествие в Крымское ханство".]
"Черкесы, в особенности пятигорские, не хотят, чтобы их считали за татар, живущих в большом количестве вокруг них в этих местах. И по внешности они выглядят не так, как татары. Один англичанин пишет про них следующее: черкесов много разных племен: так горские, что означает люди с гор, большая часть которых язычники, и басеащенки, что означает бритые головы, так как они бреют волосы на голове, оставляя их на макушке."[Н. Витсен, "Северная и Восточная Татария или сжатый очерк нескольких стран и народов ".]
Легендарный кемиргоевский князь Джамбулат Болотоков тоже носил акIэ. Генерал Г.В.Новицкий, описывает его так : "Небольшого роста, широкогрудый, с оселедцем за ухом ,князь Болотоков ". [Георгий Васильевич Новицкий. Биографический очерк // «Русская старина», 1878г.]
Черкесы активно практиковавшие военное отходничество ,массами переселялись на далекую чужбину ,привнося в быт местных народов свои обычаи : "Черкесы брили голову, а на макушке оставляли длинный пучок волос, по тому же обычаю, который известен и у Запорожцев и отличал их "Войсковых товарищей".[Казачий словарь-справочник. — Сан. Ансельмо, Калифорния, С.Ш.А.. Составитель словаря Г.В.Губарев, редактор - издатель А.И.Скрылов. 1966-1970.]
И далее : "Прическа с оселедцем была заимствована украинцами у восточных народов. В 1504 г. генуэзец Джорджи указал на ее бытование среди черкесов на Кавказе". [Dmitrij Zelenin. Russische (Ostslavische) Volkskunde. Berlin, 1927. S. 245.]
Если воину , пережив бесконечную череду битв и сражений, удавалось состариться и наступала пора уйти на покой ,то в этом случае черкесы проводили особый обряд называвшийся «АкIэ упсыж» - то есть ,сбривания чуприны. В настоящее время слова «АкIэ упсыж» , стали метафорой означающей уход человека в отставку : "Такой человек,усталый и израненный, наконец перестает хищничать. Тогда он посылает по знакомым, чтобы ему подарили что-нибудь на обзаведение. Все его друзья, которые получали от него подарки, обязаны ему прислать на обзаведение лошадей и баранов, быков и прочего. С этого времени он делается хозяином».[Этнографический очерк черкесского народа - Сталь К.Ф.]
Так заканчивал свой путь черкес . Но покой не был ему в радость. Схоронив в ходе длинной жизни всех своих боевых соратников ,он тяготился мирной жизни и случалось поддавшись старой своей страсти вновь одевал боевые доспехи и пускался в поход ,надеясь наконец сложить свою голову в жарком бою.
статьи:
Задержанный ранее по делу о взяточничестве зам гендиректора
Пашинян призвал мировое сообщество признать право Карабаха на самоопределение
Сайт национального архива Белоруссии взломали "белорусские киберпартизаны"
Лукашенко неожиданно встретился с Бабарико и другими арестованными оппозиционерами в СИЗО КГБ
Источник
Свежие комментарии