Согласно преданиям, Тхаухуды это духи имевшие облик бесстрашных девушек - воительниц. Тхаухуды участвовали в битвах и помогали героям. Обладали даром мгновенно заживлять раны. В черкесской мифологии Тхаухуды относятся к светлым духам, которые всегда противопоставлялись Уддам (ведьмам ,колдуньям) насылавшим на людей болезни ,несчастье и смерть.
В черкесском Нартском эпосе часто что бы указать на красоту какой-нибудь девушки говорят что она из Тхаухудов. Также известно что семь Тхаухудов (дев-воительниц) прислуживали Чъыг-гуащэ ,покровительнице деревьев жившей на берегу моря. Образ Жыг-гуащэ, воплощает в себе черты и атрибуты Древа Познания, которое выступало в качестве «Золотого древа нартов» — «Дыщэ жыг» В источниках упоминается факт создания Тхаухудами доспехов и оружия обладавшего очень высокими боевыми качествами. В частности польский ученый-археолог 18-19 вв., Ян Потоцкий в 1798 году посетивший Черкессию сообщает следующее : "Что касается кольчуг, о которых я говорил выше, следует заметить, что те из них, которые делаются в настоящее время, не в слишком большом почете, но у них есть старинные, которым нет цены; считают, что их производили некие девственницы, которые сейчас исчезли и которых называли «таххуты» (Tahhuts)." [Potocki J. ,"Voyage dans les steps d'Astrakhan et du Caucase". - T. I-II. Paris, 1829.] В черкесских преданиях упоминаются тхьэIухуды нескольких видов: ТхьэIухуд гуащэ (ТхьэIухуд гуащэу щыкIафIэщ) ТхьэIухуд нэ закъуэ (ТхьэIухуд нэ закъуэм хуэдэу дахэщ) ТхьэIухуд нэху (и нэгум уиплъамэ, тхьэIухуд нэху уIуплъами ярейщ) ТхьэIухуд шыр (ТхьэIухуд шырэу зопкIэри) ТхьэIухудбыб (ТхьэIухудбыб умыхъуамэ, апхуэдизу сыт щхьэкIэ узежэрэ). ТхьэIухудбыб имеет и вариант: ТхьэIухудцIырэ Ерыс (Ерыс и нэIэ, къыптеплъэкъукIкъым) И практически все они встречаются в нартском эпосе. Эпос адыгов знает и Тхьэщырыпхъу. В вариантах встречается как Хьащырыхъу, Щырыхъу-гуащ. Сведений о них практически нет. Но из того, что известно, они типологически близки к ТхьэIухуд, обладают «нечеловеческими способностями», они или проклинают, или же благословляют. ТхьаIофытэу тфэусагъ, говорят, когда их благословение /хъуэхъу/ исполняется. Но если вдруг их пожелания или не сбываются, или же получают обратный эффект, нарты говорят следующее: Уды шIуцIэ нэцIыу, Ыпэ цIыоу кIыхьэ, ЦэпэшIонэ кIыхьэжъ, ЦэIунэжъэр итеплъ, ЗыIуплъэрэр егъэмэхы, Нарты яхэку ар исэу Бырысыры тыхэкIыщтэп…...[/Potocki]Согласно преданиям, Тхаухуды это духи имевшие облик бесстрашных девушек - воительниц. Тхаухуды участвовали в битвах и помогали героям. Обладали даром мгновенно заживлять раны.
В черкесской мифологии Тхаухуды относятся к светлым духам, которые всегда противопоставлялись Уддам (ведьмам ,колдуньям) насылавшим на людей болезни ,несчастье и смерть.
В черкесском Нартском эпосе часто что бы указать на красоту какой-нибудь девушки говорят что она из Тхаухудов.
Также известно что семь Тхаухудов (дев-воительниц) прислуживали Чъыг-гуащэ ,покровительнице деревьев жившей на берегу моря. Образ Жыг-гуащэ, воплощает в себе черты и атрибуты Древа Познания, которое выступало в качестве «Золотого древа нартов» — «Дыщэ жыг»
В источниках упоминается факт создания Тхаухудами доспехов и оружия обладавшего очень высокими боевыми качествами. В частности польский ученый-археолог 18-19 вв., Ян Потоцкий в 1798 году посетивший Черкессию сообщает следующее : "Что касается кольчуг, о которых я говорил выше, следует заметить, что те из них, которые делаются в настоящее время, не в слишком большом почете, но у них есть старинные, которым нет цены; считают, что их производили некие девственницы, которые сейчас исчезли и которых называли «таххуты» (Tahhuts)." [Potocki J. ,"Voyage dans les steps d'Astrakhan et du Caucase". - T. I-II. Paris, 1829.]
В черкесских преданиях упоминаются тхьэIухуды нескольких видов:
ТхьэIухуд гуащэ (ТхьэIухуд гуащэу щыкIафIэщ)
ТхьэIухуд нэ закъуэ (ТхьэIухуд нэ закъуэм хуэдэу дахэщ)
ТхьэIухуд нэху (и нэгум уиплъамэ, тхьэIухуд нэху уIуплъами ярейщ)
ТхьэIухуд шыр (ТхьэIухуд шырэу зопкIэри)
ТхьэIухудбыб (ТхьэIухудбыб умыхъуамэ, апхуэдизу сыт щхьэкIэ узежэрэ). ТхьэIухудбыб имеет и вариант: ТхьэIухудцIырэ
Ерыс (Ерыс и нэIэ, къыптеплъэкъукIкъым)
И практически все они встречаются в нартском эпосе.
Эпос адыгов знает и Тхьэщырыпхъу. В вариантах встречается как Хьащырыхъу, Щырыхъу-гуащ. Сведений о них практически нет. Но из того, что известно, они типологически близки к ТхьэIухуд, обладают «нечеловеческими способностями», они или проклинают, или же благословляют.
ТхьаIофытэу тфэусагъ, говорят, когда их благословение /хъуэхъу/ исполняется.
Но если вдруг их пожелания или не сбываются, или же получают обратный эффект, нарты говорят следующее:
Уды шIуцIэ нэцIыу,
Ыпэ цIыоу кIыхьэ,
ЦэпэшIонэ кIыхьэжъ,
ЦэIунэжъэр итеплъ,
ЗыIуплъэрэр егъэмэхы,
Нарты яхэку ар исэу
Бырысыры тыхэкIыщтэп…
Определить, сколько же всего тхьэIухуд встречаются в эпосе, это задача сложная, если не сказать, что невыполнимая. Ведь, кроме полносюжетных текстов, существуют и немало текстов «на мотив». А они не все собраны.
Свежие комментарии