«У переселившихся черкесов и кабардинцев был один герой, князь Мохаммед-Аше-Аттажуко. Одновременно рыцарь и поэт, он был идеалом всех черкесов, видевших в нем олицетворение мужества. В одном из боев с нами он проявил благородство, достойное времен христианского рыцарства...
«У переселившихся черкесов и кабардинцев был один герой, князь Мохаммед-Аше-Аттажуко.
Одновременно рыцарь и поэт, он был идеалом всех черкесов, видевших в нем олицетворение мужества. В одном из боев с нами он проявил благородство, достойное времен христианского рыцарства.Один ногайский князь, Эдик-Мариаф, его друг, сражался рядом с ним; его конь был убит. На виду наших казаков, все более и более сжимавших черкесов, Мохаммед-Аше спрыгнул со своего коня и предложил вскочить на него Эдику-Мариафу. Последний, не менее благородный, отказался от этого, заявив, что «он лишь простой ногайский князь пред Мохаммед-Аше, кабардинским князем, гордостью своего народа».
Разбитый в Бекешевской в 1843 г. полковником Круговским (позднее атаманом казаков Правого фланга), Мохаммед-Аше в этом бою проявил чудеса доблести и был прославлен в песнях.
Он как бы искал смерти, пред коей бравировал своими поступками. В 1846 г., сопровождаемый лишь тринадцатью таких же, как он, решительных воинов, он захотел совершить нападение на Ставрополь, что было поступком дерзким, стоившим ему жизни. Было проведано о его приближении; скоро он был окружен нашими казаками.
Князь, сказавший своим путникам, что вернет их «живыми или мертвыми», совершил пред ними краткую молитву и бросился на кольцо, его окружавшее. Он прорвал его, но заметил, что оказался без своих людей; возвратился, прокричал им вселяющие бодрость слова и вновь присоединился к ним. Он трижды возвращался и вновь сходился с ними. Слышны были его крики ободрения. Все более и более теснимый он погибает вместе со всеми своими спутниками.
Лишь один, будучи раненым, спасся и рассказал о происшедшем; но он был встречен с презрением.
В песне, что черкесы сложили в честь этого князя, сказано: «Он пал близ крепости Ставрополь (Чель-Каля), окруженный своими врагами, наш Мохаммед-Аше, рыцарь Бога.»
Можно многое написать об этом замечательном человеке, последнем из древних тлехупх (рыцарей, богатырей). Вся его жизнь была как поэма.»
Поддержите проект:
Другие статьи:
1852 г. - Ведомость о населении покорных аулов
К вопросу о происхождении экзоэтнонима ЧЕРКЕС
Зимний поход 1861-1862 годов против абадзехов и абазин
Как был построен первый магазин торговли солью на реке Пшада?
Источник
Свежие комментарии