На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Как адыги лечили детские болезни?

Адыги проводили определенные обряды, связанные с лечением детских болезней. Новорожденные дети часто болели болезнью под названием «пу­гало для детей». У ребенка поднималась температура, текли слюни, кожа темнела. Говорили, если после этой болезни он не умрет, то будет жить долго. При этой болезни ребенка «заговаривали», читали суры из Корана, лицо закрывали куском черной материи. Помимо этого, снима­ли с ребенка одежду, заворачивали в нее камень и перед заходом солн­ца перебрасывали через крышу дома. Затем закапывали камень в зем­лю на том месте, куда он упал. Первый заметивший эту болезнь у ре­бенка, снимал с себя штаны и перешагивал через ребенка три раза. Открывали окно комнаты, в которой ребенок находился, и клали ребен­ка на подоконник. Верили, что после таких «процедур» болезнь от­ступит. Дети также болели корью. Заболевшему не разрешали встречать­ся с другими детьми. При этой болезни поднимается температура, тело ребенка покрывается красной сыпью. Чтобы избежать осложнений, ре

Как адыги лечили детские болезни?

Адыги проводили определенные обряды, связанные с лечением детских болезней.

Новорожденные дети часто болели болезнью под названием «пу­гало для детей». У ребенка поднималась температура, текли слюни, кожа темнела. Говорили, если после этой болезни он не умрет, то будет жить долго. При этой болезни ребенка «заговаривали», читали суры из Корана, лицо закрывали куском черной материи. Помимо этого, снима­ли с ребенка одежду, заворачивали в нее камень и перед заходом солн­ца перебрасывали через крышу дома. Затем закапывали камень в зем­лю на том месте, куда он упал. Первый заметивший эту болезнь у ре­бенка, снимал с себя штаны и перешагивал через ребенка три раза.

Открывали окно комнаты, в которой ребенок находился, и клали ребен­ка на подоконник. Верили, что после таких «процедур» болезнь от­ступит.

Дети также болели корью. Заболевшему не разрешали встречать­ся с другими детьми. При этой болезни поднимается температура, тело ребенка покрывается красной сыпью. Чтобы избежать осложнений, ребенка не выпускали во двор, держали его в теплой комнате, не купа­ли, разборчиво давали пищу. Давали много сладкого, медовую воду и не давали мяса. Эта болезнь длилась три дня, и в течение трех дней сыпь пропадала, затем ребенок поправлялся. При болезни корью тело ребен­ка смазывали свежим бараньим мозгом. При положительной реакции через сутки ребенку становилось легче, после этого его еще трижды смазывали мозгом, и он поправлялся.

Дети болели желтухой. Полагали, что если кормящая мать имела близость с мужем и после этого, не искупавшись, покормила ребенка, то он заболевал желтухой. Как только появлялись подозрения на эту болезнь, ребенка одевали во все желтое и предпринимали все меры, чтобы не было осложнений. Рано утром на рассвете, в среду, пока не взошло солнце и никто не видел, резали желтую курицу. Рыли ямку и закладывали туда все отходы от этой курицы. Мясо курицы тщательно промывали, наливали немного воды и варили его. Когда мясо было го­тово, ребенка досыта кормили этим супом. Все оставшееся после вар­ки выливали в ту же ямку. Ямку закрывали и клали сверху камень. Счи­тали, что после этого больной ребенок должен пойти на поправку. Кро­ме этого, давали ребенку съесть ножку той рыжей курицы. В ведро с водой опускали какую-нибудь вещицу (кулон) когда-то умершего чело­века и ночью выставляли так, чтобы луна осветила воду. Освещенную воду давали ребенку натощак каждое утро в течение семи дней и еще добавляли в ту воду, в которой его купали, и после всего больной быст­ро выздоравливал. Помимо всего этого, в среду вечером на крышу дома клали семь плодов инжира и каждое утро давали ребенку натощак съесть по одному. Верили, что это тоже поможет в лечении желтухи.

Следует отметить, что где бы ни находились адыги, лечение детей они начинали в среду, кроме этого, считали, что лунный свет способ­ствует лечению, и еще часто упоминали число семь. Это подтвержда­ет, что косовские адыги не переняли это от народа, среди которого они жили, а сохранили свои исконные поверья.

Часто ребенок заболевал стоматитом, когда он, играя грязными игрушками, руками вносил в рот инфекцию. И от этой болезни было лечение. Волосы молодой невестки, у которой еще не исполнился год после свадьбы, протаскивали через рот ребенка, или же хвост черной кошки трижды протягивали через рот. Предполагали, что если выпол­нить что-то из этих двух процедур, то ребенок быстро поправится.

Если ребенок заболевал свинкой, то подолом платья женщины, име­ющей близнецов, трижды приподнимали подбородок ребенка. Это де­лалось три утра подряд. Или же варили пшеничную кашу, добавив туда масла, затем выкладывали на белую материю и оборачивали шею боль­ного. Полагали, что после этого болезнь отступит. Кроме того, варили тыкву, в молоко опускали косичку от заплетенного чеснока, давали за­кипеть. Затем эти две кашицы в теплом состоянии вместе накладыва­ли на белую тряпицу и оборачивали шею. И делали это, пока ребенок не поправлялся.

Я была удивлена, что до сих пор выполняют обряд обрезания в семьях, где имеются мальчики. Этот обряд выполнялся в период вре­мени от трех до пятнадцати лет. День проведения обрезания для маль­чиков считается самым дорогим, знаменательным днем. Раньше был определенный мужчина, который это осуществлял, его называли «джи- рах». Под руководством джираха эта процедура и проводилась. С джи- рахом договаривались о дне. Обрезание одновременно проводилось в нескольких семьях в один день, и хотя возраст у детей не совпадал, достаточно было, чтобы временной возраст позволял это. До 1990 года у косовцев обрезание производил старик-турок по имени Джелал, а пос­ле 90-х годов эту процедуру проводили в больнице. Джелал делал обре­зание остро отточенным ножом, затем рану посыпал золой. Выбирали день нарастающей луны, считая, что в таком случае быстро произой­дет заживление раны. К этому событию семья мальчика готовилась, приглашали эфенди, родственников и близких людей, все они приносили мальчику подарки, но чаще одаривали деньгами. Старшие в доме дари­ли какое-нибудь золотое украшение, которое после женитьбы парня пе­редаривали невестке. День обрезания приравнивался к его женитьбе, поэтому старшие в семье, сомневаясь в том, смогут ли они дожить до того дня, заранее готовили невестке подарок. В семье забивали жерт­венное четвероногое рогатое животное. Для мальчиков специально го­товили комнату, где до выздоровления он находился. И сегодня такую комнату готовят в семье, но обрезание, как правило, проводят в больнице.

Эти старинные обряды, о которых мы говорили, и ныне мало чем отличаются друг от друга. Посещая любую семью, понимаешь, что все хорошо представляют трудности и проблемы воспитания детей и умеют со знанием дела рассказать об этом. И подтверждением этому является то, как серьезно в каждой семье к этому относятся. И до сих пор считают, что если не соблюдать эти обычаи и обряды, то это плохо скажется на состоянии здоровья, на воспитании и, вообще, на жизни их детей. Можно ли удивляться тому, что люди, пройдя через такие испы­тания при возвращении на историческую родину, привезли с собой са­мое дорогое для них — колыбели, в которых выросло много детей (одну для мальчика и одну для девочки). Эти колыбели принадлежат семье Цеев. Когда Цеевы покидали землю адыгов, в этой колыбели лежал маленький Хаджимос, впоследствии основатель рода Цеев в Косово. В этой колыбели выросли Хаджимет, Ильяс, Махмуд, дети Хаджимета Юсуф, Изет, Ахмед, также Исхак Цей, привезший обратно колыбели.

Как говорит Исхак, это счастливые колыбели, в них не умер ни один ребенок. Сейчас они как экспонаты выставлены в нашем республикан­ском национальном музее. Вскормленные в этих колыбелях дети слы­шали много чудесных колыбельных песен. Возможно, они наслышаны о многих тайнах адыгских женщин. Самое радостное в том, что все дети вернувшихся адыгов владеют родным языком и слушают родные адыгские песни.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх