В случае возведения российских укреплений на адыгской земле, горцы подвергали артиллерийскому обстрелу рабочих для срыва строительных работ. Такая ситуация имела место во время выше упомянутой экспедиции генерала Вельяминова в Абадзехию (16 июня - 25 августа 1825), когда его солдаты возводили Майкопское укрепление на р.
Белая - зародыш будущего г. Майкопа. На протяжении двух месяцев (июль-август) черкесы каждый день вывозили из леса две пушки и обстреливали русских рабочих, пытаясь остановить строительство. Для лучшего прицеливания они поднимали их на гору Таглек и вели огонь с высоты. Однако все настойчивые попытки абадзехов не увенчались успехом - через два месяца укрепление было построено, а войско Вельяминова продолжило экспедицию. Аналогичным образом шапсуги и натухайцы пытались сорвать постройку Нижне-Адагумского укрепления отрядом полковника П.Д. Бабича (апрель-май 1857). Сначала горцы, искусно скрываясь в густой растительности и подкрадываясь на близкие дистанции, метко обстрелВ случае возведения российских укреплений на адыгской земле, горцы подвергали артиллерийскому обстрелу рабочих для срыва строительных работ. Такая ситуация имела место во время выше упомянутой экспедиции генерала Вельяминова в Абадзехию (16 июня - 25 августа 1825), когда его солдаты возводили Майкопское укрепление на р. Белая - зародыш будущего г. Майкопа. На протяжении двух месяцев (июль-август) черкесы каждый день вывозили из леса две пушки и обстреливали русских рабочих, пытаясь остановить строительство. Для лучшего прицеливания они поднимали их на гору Таглек и вели огонь с высоты. Однако все настойчивые попытки абадзехов не увенчались успехом - через два месяца укрепление было построено, а войско Вельяминова продолжило экспедицию.
Аналогичным образом шапсуги и натухайцы пытались сорвать постройку Нижне-Адагумского укрепления отрядом полковника П.Д. Бабича (апрель-май 1857). Сначала горцы, искусно скрываясь в густой растительности и подкрадываясь на близкие дистанции, метко обстреливали военно-рабочие роты из ружей, нанося им ощутимый урон. Но когда последние очистили окружающую местность от леса и камыша на расстояние орудийного выстрела, черкесы уже не могли вести снайперский огонь и перешли к артобстрелам. Каждый день они вывозили несколько орудий на опушку леса против юго-западного фаса крепости и открывали огонь. Сначала роль артиллерийский прислуги исполняли иностранные наемники, а затем сами горцы. Изобилие пороха позволяло им вести интенсивный артобстрел, иногда выпуская до 60 снарядов в день. Однако, меткость их огня была крайне низкой, отчего им не удалось нанести русским какого-либо урона и сорвать строительство крепости.
С другой стороны, горцы использовали пушки в качестве средства сигнализации вражеских вторжений на территорию Черкесию. При неожиданном нападении противника адыги с помощью пушечного залпа подавали сигнал тревоги, который хорошо был слышен во всех окрестных аулах. Из последних сразу же выступали отряды ополченцев, двигавшиеся в район вторжения и с ходу вступавшие с неприятелем в бой.
Именно такой случай произошел 24 января 1826 г. в ходе превентивного вторжения отряда генерала Власова в Шапсугию. Переправившись через р. Кубань, его войско двинулось в лесные чащи по левобережью р. Афипс, где и разбило укрепленный лагерь. Шапсуги были пойманы Власовым врасплох, т.к. их партии собирались атаковать кордонную линию и, не зная об угрозе, могли бы оставить свои аулы без защиты. Ситуацию спас раздавшийся в горах сигнальный пушечный выстрел, который известил их о вражеском вторжении. Тогда черкесские партии оставили прежние намерения и быстро стянулись к русскому лагерю, перекрыв дорогу к аулам. Далее, после недельного стояния отряд Власова вернулся обратно на линию.
В заключение стоит отметить следующее. В ходе длительной Кавказской войны у черкесов появилась своя артиллерия, но уровень ее развития был крайне низким. Черкесы комплектовали свою артиллерию за счет османских импортных поставок оружия и российских трофеев, где приоритет был за первыми, отчего почти все пушки у горцев были турецкими. Первый факт использования артиллерии адыгами на поле боя зафиксирован в 1809 г. около Анапы. Наиболее активное применение пушек пришлось на начало 1840-х гг., когда горцы неоднократно штурмовали укрепления южного участка Черноморской береговой линии. В 1850-х гг. процесс развития артиллерии в Черкесии приобрел организованное начало, в связи с оформлением двух центров силы - Магомет Эмина и Сефер-бей Зана. В тактическом плане черкесы весьма рационально подошли к применению артиллерии на поле боя. При наступательных операциях они подвергали артиллерийскому обстрелу объекты Кавказской линии - сторожевые посты, казачьи станицы и кордонные крепости, а также прикрывали пушечным огнем свои отступающие набеговые партии от наседающего противника. Во время оборонительных операций они обстреливали из пушек походные колонны и лагерные стоянки вторгшегося неприятеля, а также его рабочие команды, возводящие укрепления на адыгской территории. Однако, общее количество случаев боевого применения пушек адыгами было крайне малым (примерно около 10-20), что свидетельствует о низкой боевой эффективности черкесской артиллерии, несмотря на рациональные подходы к ее тактическому использованию.
Свежие комментарии