Система управления Адыгейского ветропарка похожа на ту, что показывают в фильмах про инопланетные вторжения, где космическими кораблями управляет один человек с одного монитора. Высокоскоростной интернет, проведенный прямо в поле. Еще несколько лет назад это могло казаться чем-то из области фантастики.
Но сегодня это реальный, уже реализованный проект — самый мощный в стране ветропарк, построенный на территории Адыгеи корпорацией «НоваВинд» (дочерняя структура «Росатома») при телеком-поддержке компании «Ростелеком». Об уникальных IT-разработках, примененных при создании Адыгейской ВЭС, — в материале «СА».Система управления Адыгейского ветропарка похожа на ту, что показывают в фильмах про инопланетные вторжения, где космическими кораблями управляет один человек с одного монитора. Высокоскоростной интернет, проведенный прямо в поле. Еще несколько лет назад это могло казаться чем-то из области фантастики. Но сегодня это реальный, уже реализованный проект — самый мощный в стране ветропарк, построенный на территории Адыгеи корпорацией «НоваВинд» (дочерняя структура «Росатома») при телеком-поддержке компании «Ростелеком». Об уникальных IT-разработках, примененных при создании Адыгейской ВЭС, — в материале «СА».Wi-Fi с «доставкой» в поле
В Адыгее территорию на границе Гиагинского и Шовгеновского районов, где и расположился ветропарк, в шутку называют самым популярным местом для селфи. Пейзаж действительно впечатляет: 60 ветроустановок высотой под 100 метров каждая, выстроившиеся рядами на площади 14 гектаров, выглядят весьма внушительно. Но еще больше, чем внешний вид, может впечатлить, даже неспециалиста, «начинка» ветропарка — IT-технологии, которые обеспечивают его функционирование. Сегодня сотрудники «НоваВинд» (дивизиона Госкорпорации «Росатом» по ветроэнергетике) рассказывают о них с гордостью. Но еще буквально год назад они проводили за их разработкой бессонные ночи.
— Этот проект для России (от этапа строительства, доставки комплектующих и до технических моментов) инновационный. Таких компетенций ни в нашей компании, ни в принципе в России не было. Мы создавали все с нуля, в очень сжатые сроки. И без сложностей, конечно, не обошлось, — рассказал начальник управления информационных технологий компании «НоваВинд» Дмитрий Николин.
Первая сложность, с которой пришлось столкнуться, связана с месторасположением ветропарка — в поле. Место, кстати, выбирали после длительных ветроизмерений. Для начала строительных работ был нужен высокоскоростной интернет. Его еще на начальном этапе обеспечил «Ростелеком», специалисты которого проложили оптоволокно на глубине 1,5 метра на расстояние 9 километров — до поселка Зарево.
— Без этого мы бы просто не смогли начать работу. Группы строителей, которые монтировали башни, по Wi-Fi должны были обмениваться информацией со стройгородком. При этом «Ростелеком» полностью взял на себя все вопросы по согласованию техпроектов, сняв с нас значительную часть нагрузки в этом плане, — говорит Дмитрий Николин.
Российский софт
Параллельно с трудоемким процессом сбора ветроустановок перед специалистами стояла еще одна задача — организовать систему управления ветропарком. Реально рабочих инструментов не было ни в российских компаниях, ни у зарубежных коллег. Даже в Голландии, которая считается передовой страной в сфере ветроэнергетики, работают системы управления только шестью башнями. А на Адыгейской ВЭС их 60.
— Мы самостоятельно за полгода разработали свою собственную систему управления ветропарком (SCADA) с российским программным обеспечением. Она позволяет управлять одновременно всеми 60 ветроустановками. Нашли подрядчика, который смог реализовать эту разработку, и успешно запустились. Сегодня ветропарк полностью работает на российском решении, — рассказал представитель компании «НоваВинд».
От машины к машине
По его словам, ветропарк в Адыгее — это яркий пример работы системы М2М (от машины к машине). Ветроустановки функционируют без вмешательства человека. Поворот, направление угла гондолы, лопастей, анализ скорости ветра — все происходит автоматически внутри самой башни. Диспетчер только получает итоговую статистику, как башня сработала.
— В ветроустановке огромное количество датчиков, контроллеров, систем управления. И таких «умных» объектов 60. Человек не сможет управлять каждой башней 24 часа в сутки. Для этого и нужна система SCADA, которая собирает все необходимые данные и самостоятельно по своей алгоритмической модели отрабатывает процессы ежесекундно. Эти данные передаются диспетчеру, который уже понимает, нужно ли обращать на что-то внимание или это абсолютная норма для этой башни. И если нужно, он может на мониторе выделить какую-то башню и посмотреть детали. При необходимости — остановить работу. Знаете, как в фильме про инопланетян, когда выделяют какой-то космический корабль и производят с ним определенные действия. На ветропарке в Адыгее все работает именно так, — говорит Дмитрий Николин.
Такая высокотехнологичная система не может работать без высокоскоростного интернета. Канал связи и собственно само подключение к глобальной сети обеспечивает «Ростелеком».
Диспетчеры используют оптику обмена данными с системным оператором. Она поддерживает круглосуточную связь с главными управлениями компании и проведение совещаний по видео-конференц-связи. Кроме того, на ветропарке используется голосовая связь от «Ростелекома».
Помимо обеспечения интернетом основной части проекта «Ростелеком» помогал решать и частные проблемы. В поселке Зарево, откуда была проведена оптика, постоянно возникали перебои с электричеством. Чтобы это не отразилось на возведении объекта, провайдер реализовал в поселке проект по установке бесперебойных источников питания.
Представители компании «НоваВинд» считают строительство ветропарка в Адыгее отправной точкой в развитии ветроэнергетики России. Сегодня этот опыт уже используется при возведении Кочубеевской ветроэлектростанции в Ставропольском крае, которая станет крупнейшим в России ветропарком. Проект реализуется также в сотрудничестве с компанией «Ростелеком».
Дмитрий Николин признается: несмотря на то, что ветропарк на Ставрополье крупнее (он будет включать 84 башни), реализовывать проект проще. По крайней мере в плане IT-составляющей, которая уже разработана, опробована и успешно функционирует.
Источник: Газета Советская Адыгея
Свежие комментарии