Есть еще одно обстоятельство, которое подтверждает, что Никопсия (Анакопия) находилась в районе Нового Афона. После кончины апостола Симона Кананита, который находился в Себастополисе (Сухуме), его похоронили в Никопсии (Анакопии). Там позднее был основан Симоно-Кананитский монастырь, который и сейчас находится рядом с Новоафонским собором.
Новый Афон находится совсем близко от современного Сухума. Если же следовать тому, что писал Воронов, то тело Симона Кананита должны были бы отвезти в район Новомихайловска близ Туапсе, что является полным абсурдом. Кроме того в грузинских летописях рассказывается, что Анакопия находилась на границе Зихии и Абхазии, то есть современный Новый Афон расположен в том месте, где была Никопсия (Анакопия) и являлся границей между древней Черкессией (Зихией) и византийской Авасгией. Кроме того, Новый Афон по-абхазски называется Псырдзха, где первая часть этого названия (псы) по-адыгски означает "вода", а вторая - адзха на абхазском - "родник", "источник",Есть еще одно обстоятельство, которое подтверждает, что Никопсия (Анакопия) находилась в районе Нового Афона.
После кончины апостола Симона Кананита, который находился в Себастополисе (Сухуме), его похоронили в Никопсии (Анакопии). Там позднее был основан Симоно-Кананитский монастырь, который и сейчас находится рядом с Новоафонским собором.
Новый Афон находится совсем близко от современного Сухума. Если же следовать тому, что писал Воронов, то тело Симона Кананита должны были бы отвезти в район Новомихайловска близ Туапсе, что является полным абсурдом. Кроме того в грузинских летописях рассказывается, что Анакопия находилась на границе Зихии и Абхазии, то есть современный Новый Афон расположен в том месте, где была Никопсия (Анакопия) и являлся границей между древней Черкессией (Зихией) и византийской Авасгией. Кроме того, Новый Афон по-абхазски называется Псырдзха, где первая часть этого названия (псы) по-адыгски означает "вода", а вторая - адзха на абхазском - "родник", "источник", "ключ".
Название реки Негепсухъо не имеет никакого отношения к названию Никопсия, простое созвучие. На этой реке не было никакого города с названием Никопсия или Никопсис.
Сейчас трудно сказать, кому в голову пришла мысль локализовать Никопсию в районе Ново-Михайловской на реке Негепсыхъо. Главное, что она стала основным аргументом обоснования северных пределов Абхазии в этом районе в абхазоведении. В работах З.Анчабадзе, Г.Дзидзария, Ш.Д.Инал-ипа, Хрушковой, Ю.Воронова и более поздних авторов со ссылкой на Константина Багрянородного постоянно указывалась связь Никопсии с Негепсухо. Позднее, Ю.Воронов и Бгажба, дискутируя с Хрушковой, "передвинули" месторасположение Никопсии значительно южнее, в Цандрипш (Гантиади), где находился Цандрипшский христианский храм.
До них дошло, что Негепсухо не имеет перспектив считаться местом локализации. Но они не захотели связать Никопсию с Новым Афоном, тогда границы Абхазии опустились бы еще южнее. Но этого в Абхазии никогда не признают, хотя на стене древнего монастыря в Новом Афоне есть надпись, свидетельствующая о том, что здесь находился центр Зихской епархии.
«Интересным архитектурным и культовым сооружением раннего средневековья является храм Симона Кананита, расположенный у Новоафонского водопада. Он представляет собой монастырь средних размеров, выстроенный из тесаного белого камня. По мнению специалистов, храм Симона Кананита был сооружен в IX-X вв.; он реставрирован и частично видоизменен в ХIХ в.
Согласно древним легендам, а также преданиям абхазов, внутри храма были захоронены мощи апостола Симона Кананита. Храм Симона Кананита сохранил две раннесредневековые греческие надписи. Одна из них, датируемая IX-X вв., имеется над окнами нижней стены монастыря вместе с изображением круга и креста внутри него. Эту надпись расшифровывают только частично и то по-разному (И.Помиловский, В.Латышев, Т.Каухчишвили); вот один из вариантов ее прочтения:
“Матерь божия! Спаси Георгия пречистого митрополита Зихского“.»
[Каухчишвили Т.Г. Греческие надписи в Грузии, с.20.
Из книги: Г.А. Амичба. Новый Афон и его окрестности, Сухуми, 1988, с.47]
Альмир Абрегов
Свежие комментарии