Абадзехи (самоназвание: адыгэ, абдзах) — субэтнос адыгов. В настоящий момент большинство абадзехов проживает на территории Турции, Иордании, Сирии и России (аул Хакуринохабль Шовгеновского района Адыгеи). По религии абадзехи — мусульмане-сунниты.
Абадзехи (самоназвание: адыгэ, абдзах) — субэтнос адыгов. В настоящий момент большинство абадзехов проживает на территории Турции, Иордании, Сирии и России (аул Хакуринохабль Шовгеновского района Адыгеи). По религии абадзехи — мусульмане-сунниты. Язык Говорят на абадзехском диалекте адыгейского языка, который в настоящее время практически вытеснен литературным. Хотя отдельные черты абадзехского диалекта сохраняются в речи большинства абадзехов, на чистом диалекте говорят только представители старшего поколения (70 лет и старше). История По мнению большинства историков, название субэтноса происходит от адыгского слова «ниже абхазцев»,что соотвествовало их географическому месторасположению. Изначально проживали в горной части Адыгеи и Краснодарского края, но после Кавказской войны большинство абадзехов (как и других адыгов) было выселено в Османскую Империю; оставшаяся незначительная часть была царским указом переселена на степные территории современного Шовгеновского района. Считались одними из самых могущественных и многочисленных этногрупп адыгов (вторые по численности среди закубанских черкесов после шапсугов), населявших горы и предгорья северо-западного Кавказа до покорения его Россией, имели репутацию наиболее гордого и воинственного из адыгских племён. Не знали княжеской власти — их общество было устроено по родовому принципу, аналогично системе тейпов у чеченцев. Как писал К. Сталь: «…абадзех свободен, не терпит другой власти кроме обычаев, беден, но храбр. Нищета, оружие, любовь к буйной свободе - вот наследие от отца к сыну переходящее…». Не сливаясь между собой, сохраняли свою самобытность до окончания Кавказкой войны. Проживали, в основном, хуторами, разбросанными на лесных полянах. Самый большой аул, по свидетельствам очевидцев, составлял до 1000 домов. Разделялись абадзехи на дальних (нагорных) и ближних (равнинных). Племя делилось на общества, общества подразделялись на общины, управляемые выборными старшинами. При обсуждении и решении важных вопросов старшины сходились на общее собрание. В период покровительства черкесам турецкого султана абадзехи приняли шариат. В 1841 году были введены шариатские суды среди среди ближних абадзехов. Число родов доходило до 80. Не имея класса князей, абадзехи имели дворянские роды: Бешок, Инемок, Джанчат, Анчок, Даур, Негиок. Упоминаются также князья, по-видимому, кабардинского происхождения, воспитывавшиеся у абадзехских дворянских родов. Из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона»: В конце XIX территория абадзехов занимала более 7000 кв. км., обнимая почти весь нынешний Майкопский отд. Кубанской области и значительную часть Екатеринодарского. Вся эта местность очень гориста, в особенности в южной части её, где многие горы поднимаются до 9 и даже 10? тыс. футов; прежде она была покрыта густыми сплошными лесами, где они укрывались от врагов. Долины Псекупса, Пшиша, Пшехи были густо заселены, представляя местами почти сплошные аулы, с фруктовыми садами, остатки которых и теперь встречаются в лесах. Абадзехи занимались хлебопашеством и садоводством, держали много скота и особенно ценили лошадей. Поляна Туби, расположенная на выс. от 4? до 7? тыс. фт., недалеко от Логанаки, почиталась у них священной, как первый пункт, который заняли предки абадзехов. Много было колёсных дорог, следы которых и теперь сохранились. В горах абадзехи добывали железо, свинец, медь и, может быть, серебро. Абадзехи исповедуют магометанскую религию, но есть и следы языческого культа. Они принадлежат к так называемой западно-горской группе кавказских племён, составляя одну из ветвей племени адыге. Абадзехи большею частью среднего или высокого роста, хорошо сложены, отличаются ловкостью и быстротой движений. Жили абадзехи как большими, так и очень маленькими аулами; князей никогда не имели, но очень почитали знатные роды — уорки. Между уорками и прочими жителями аулов существовала известная зависимость. Каждая община жила самостоятельной жизнью. Некоторые общины уорков не имели, а избирали старшин. Для решения разных вопросов собирались мирские сходы. В 1864 г. большая часть абадзехов переселилась в Азиатскую Турцию; приблизительно одна десятая часть осталась в Кубанской области и была поселена на плоскости в Майкопском и Екатеринодарском отделах. По сведениям Дьячкова-Тарасова, число абадзехов в конце XIX века не превосходит 5000 чел. Аулы абадзехов довольно опрятны; много основательных построек с железными крышами, чистые школы. В последнее время появилось много "особняков" зажиточных адыгов этой группы.Абадзехи
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии