В своей книге «Луга золота и рудники драгоценных камней» арабский путешественник и географ ал-Масуди (X в.) в книге «Луга золота и рудники драгоценных камней» (изд. 1864 г.) сообщает, что касожские (адыгские) женщины славились своими манерами; они носили одежду из белой и пурпурной парчи и разных шелковых тканей, «затканных золотом».
..В своей книге «Луга золота и рудники драгоценных камней» арабский путешественник и географ ал-Масуди (X в.) в книге «Луга золота и рудники драгоценных камней» (изд. 1864 г.) сообщает, что касожские (адыгские) женщины славились своими манерами; они носили одежду из белой и пурпурной парчи и разных шелковых тканей, «затканных золотом».
ШИЛЛИНГ Е. АДЫГЕЙСКИЙ УЗОР. ЖУРНАЛ «ИСКУССТВО». МОСКВА-ЛЕНИНГРАД. 1940, № 3
Золотошвейное мастерство – дело девушек и женщин. В воспитании оно играло большую роль. Девочки с малых лет приучались к занятиям рукоделиями. Они должны были постигнуть весь искус веками сложившихся приемов, чтобы и украсить свою праздничную одежду и уметь приготовить достойные подарки (кисеты, кобуры, подчасники, револьверные шнуры, различные мелкие детали к верховому снаряжению) для жениха.
В золотошвейных работах адыге можно различить четыре вида техники: а) традиционное, основное и характернейшее плоское шитье «в прикреп» на пяльцах; б) поздней возникло реже встречающееся и менее типичное для искусства адыге высокое шитье «в прикреп» типа глади; в) тканье галуна «на дощечках», являющееся самым архаичным приемом ткачества на территории Европы и широко распространенное на Кавказе; г) плетение шнуров и золотых кружев.
… два типа орнаментации: стиль, условно говоря, анималистического и растительного узора и стиль линейно-геометрический. Первый типичен для войлочных арбабашей (ковров с вышитым или вшитым в фон узором) и для предметов из серебра (оправы холодного оружия, седел и упряжи, поясов и нагрудных подвесок к женскому национальному костюму). Второй, линейно-геометрический тип узора характерен для камышевых циновок (где по самому приему плетения и форме камыша возможны лишь прямые линии) и для войлочных киизов (двухсторонний рисунок которых из цветной шерсти, по условиям техники, выкладывается только простейшими прямоугольными или дугообразными фигурами). Оба типа орнаментации в известном сочетании свойственны и золотошвейным изделиям, которые, таким образом, наиболее полно и типично представляют адыгейское народное творчество в целом.
Наиболее развитые и сложные построения наблюдаются в оформлении больших овальных женских нарукавников (имеющих в длину до 70 см, в ширину до 40 см).
Узор здесь строится симметрично по вертикальной оси. В нем, как правило, улавливаются три части: а) верхняя, возможно являющаяся схематизированным пережитком изображения человеческой фигуры; б) средняя в виде ромба, окруженного растительными мотивами и двойными завитками, соответствующими очень распространенному элементу адыгейских знаков собственности – тамг; в) нижняя, являющаяся или обратным повторением верхней фигуры (головой вниз) или играющая роль постамента. Не исключена возможность, что в основе описанной композиции узора проглядывают следы древних культовых изображений с людьми в позе поклонения перед жертвенником или священными деревьями.
Другая типичная, но менее сложная композиция, встречающаяся преимущественно на кисетах и других мелких вещах, часто строящаяся по двум пересекающимся осям, обычно заполняет пространство квадратной формы. Чаще всего она имеет в центре ромб, окруженный растительными мотивами или уже известными нам двойными завитками. Широкое применение этих завитков в народном узоре указывает, по-видимому, на тот факт, что одним из источников, создавшим адыгейскую орнаментику, были тамги, знаки собственности, служившие для таврирования скота. Тамги получили распространение в обиходе скотоводческого хозяйства значительно больше, чем у какого-либо другого народа Кавказа. К этим следам тамги, кроме двойных завитков, мы можем отнести еще следующие мотивы: диск, треугольник, сердечко и различные формы кривых линий, образующих фигуры, сходные по начертанию с буквами Х, W и греческой ω..
Теперь перейдем к геометрическому узору, который в описываемых изделиях является важнейшим художественным компонентом. Мы имеем в виду сплошную мелкую орнаментацию, покрывающую поверхность шитых на пяльцах золотых или серебряных крупноузорчатых «кусков».
Узор на них, как явствует из техники шитья «в прикреп», получается из самого расположения шелковых стежков, подхватывающих снизу золотые нити. Поверхность шитья в результате приобретает вид богатой тканой узорной парчи. Само собой разумеется, что узоры «прикрепа» чрезвычайно разнообразны. Они состоят из многочисленных сочетаний ромбов, квадратов, зубцов, лесенок, косых полосок, штрихов и плетенок, имеющих у адыге устойчивую терминологию. Это обстоятельство, а равным образом наличие тех же геометрических мотивов на камышевых циновках или войлочных киизах, говорит и о старых и местных традиций геометрического стиля у адыге.
Можно предполагать даже, что этот узор здесь старее, чем аналогичные мотивы в русском золотошвейном промысле. Лучшие образцы русского шитья золотом «в прикреп» (украшения женской одежды и головных уборов, церковные пелены, подзоры, воздухи, плащаницы и т.п.) датируются обычно XYI и XYII вв. до этого золотошвейное мастерство было развито слабо, преобладало же шитье цветными шелками, встречаемое в памятниках более ранних эпох (XIY-XY вв.). Известно также, что лишь в XYII в. в Москве впервые было впервые заведено при дворце производство золотых и серебряных нитей. До этого подобные материалы привозились из-за границы, преимущественно с Востока. Отсутствие у русских устойчивой терминологии (в древних документах почти не встречающейся) для наименования отдельных элементов геометрического узора золотого шитья тоже подтверждает сравнительно позднюю датировку этих работ типа техники адыгейского золотого шитья. Можно предполагать, что с усилением в XYI в. сношений Московского государства с Кавказом и, в частности, с Кабардой (Иван Грозный был женат на кабардинской княжне), занесенная к нам традиция кабардинской золотошвейной техники послужила известным толчком для усвоения приемов и дальнейшего роста такого же мастерства у русских, правда, и до того бытовавшего тут, но не в такой степени.
Основной материал (фон) – шелк или бархат, который украшается золотом с серебром (аппликация), - чаще проступает глубокими, преимущественно темными тонами (черным, темно-синим, темно-красным, малиновым). На нем эффектно выделяются и сверкают крупные редкие узоры, частично золотые, частично серебряные. Фактура этих пятен в свою очередь разнообразится особенностями техники и их внутренней орнаментикой. Так, мы уже говорили о шитых на пяльцах «кусках», напоминающих парчу, покрытую сплошным геометрическим узором, дающих игру светотени, имеющих вдавленные линии и плоско-выпуклую поверхность.
Иным характером отличается фактура и узорность линий орнамента, состоящего из тканых «на дощечках» золотых или серебряных галунов. Эти галуны дают ровную, плотную, рубчатой структуры поверхность с блеском, часто украшенную простейшим продольным черного цвета рисунком, состоящим из параллельных линий, пунктиров, косых штрихов, зубцов, квадратиков и т.п. Свои особенности имеют и линии, состоящие из узких золотых или серебряных плетеных (большей частью в елочку) плоских шнуров, то ли обрамляющих вещь, то ли декоративно положенных по контурам золотого шитья, то ли имеющих в общем построении орнамента самостоятельное композиционное значение. Наконец, примечательны употребляемые для обрамления особые декоративные кружева (плетеные решетки, розетки, восьмерки, фестоны), сделанные из обкрученной золотом нити, напоминающей толстую металлическую струну.
… золотошвейный комплекс адыге обладает значительной сложностью, богатством, разнообразием составных частей, отличаясь высоким художественным уровнем и совершенством техники.
На Северном Кавказе, включая сюда и Дагестан, мы не находим золотошвейных работ, стоящих по качеству выше адыгейских (и, в частности, кабардинских).
Крупный узор адыгейских золотошвейных работ с его сочетанием мотивов животного цикла, родовых тамг и растительных форм, такой простой на первый взгляд, отличается неповторимым своеобразием и оригинальностью. Эти его стилевые особенности отлично схвачены и усвоены такими мастерами орнаментации, как кубачинцы, которые претворяли в своих работах стиль адыге, называемый ими «чаргас-накыш» (черкесский рисунок).
Источник
Свежие комментарии