Свежие комментарии

  • Alex Немо
    И не плохо бы автору для начала позаниматься русским языком. Ну так, просто чтобы стыдно не было за то что он постит.Черкесы во Второй...
  • Алексей Сафронов
    ...по страданиям о поражениям и потерям Чуркесов, ещё остались те, кто произошедшее в те времена с ними, хочет приотк...К 250-летию начал...
  • Алексей Сафронов
    Наверняка, это многословное словоблудие, отражает точку зрения адептов из остатков вымершего народа на северном Кавка...К 250-летию начал...

Обряд черкесов пруроченный к Новому году «Маф1ащхьэ тыхь»

Общечеркесский обряд «Хъуромэ» (Хуро-ма) представляет собой аутентичную ритуальнопесенную структуру в рамках обрядового комплекса, приуроченного к празднованию традиционного черкесского Нового года «Маф1ащхьэ тыхь» (день весеннего равноденствия). «Хъуромэ» выражает многие мировоззренческие, протофилософские вопросы этнокультурного мышления. Он проводился с 21 по 22 марта, в день весеннего равноденствия или же в максимально приближенный к этому значительному культурному событию день. Вся его этнографически реконструированная внутриобрядовая символика и содержательная сущность изобилует этнокультурными представлениями черкесов о мифологической и магической сущности призыва Нового года. Точная датировка празднования обряда «Хъуромэ» не представляется возможной по причине отсутствия эмпирического материала, косвенно или прямо подтверждающего его агрегацию в обрядово-ритуальные действия, связанные с общечеркесским празднованием Нового года (Маф1ащхьэ тыхь). В этом смысле обряд следует инте

Обряд черкесов пруроченный к Новому году «Маф1ащхьэ тыхь»

Общечеркесский обряд «Хъуромэ» (Хуро-ма) представляет собой аутентичную ритуальнопесенную структуру в рамках обрядового комплекса, приуроченного к празднованию традиционного черкесского Нового года «Маф1ащхьэ тыхь» (день весеннего равноденствия).

«Хъуромэ» выражает многие мировоззренческие, протофилософские вопросы этнокультурного мышления. Он проводился с 21 по 22 марта, в день весеннего равноденствия или же в максимально приближенный к этому значительному культурному событию день. Вся его этнографически реконструированная внутриобрядовая символика и содержательная сущность изобилует этнокультурными представлениями черкесов о мифологической и магической сущности призыва Нового года.

Точная датировка празднования обряда «Хъуромэ» не представляется возможной по причине отсутствия эмпирического материала, косвенно или прямо подтверждающего его агрегацию в обрядово-ритуальные действия, связанные с общечеркесским празднованием Нового года (Маф1ащхьэ тыхь). В этом смысле обряд следует интерпретировать не как некоторое дублирование смысла традиционного праздника встречи Нового года (гъэщ1э) в Маф1ащхьэ тыхь, а как органически связанный с ним обряд перехода в социальном смысле, где центральные действующие персонажи обрядового действия (молодежь) перерождаются в новом онтологическом статусе. Историко-генетические корни «Хъуромэ», на наш взгляд, могут восходить до этапов общеиндоевропейского праязыкового уровня.

Обряд по своему исполнению, танцевальному сопровождению, ритуальным действиям, песенной структуре являлся неотъемлемой частью прамонотеистической черкесской культуры празднования Нового года (гъэщ1э). Наступление Нового года черкесы наблюдали по появлению на небе созвездия Вагъуэбэ, что отразилось и в известной пословице «Вагъуэбэ щ1ым къыхэк1ащ», что переводится как «созвездие Тельца вышло из Земли». В этом смысле обряд можно еще и интерпретировать как некое дублирование смысла традиционного праздника встречи Нового года (гъэщ1э).

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх