На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Обряд черкесов пруроченный к Новому году «Маф1ащхьэ тыхь»

Общечеркесский обряд «Хъуромэ» (Хуро-ма) представляет собой аутентичную ритуальнопесенную структуру в рамках обрядового комплекса, приуроченного к празднованию традиционного черкесского Нового года «Маф1ащхьэ тыхь» (день весеннего равноденствия). «Хъуромэ» выражает многие мировоззренческие, протофилософские вопросы этнокультурного мышления.

Он проводился с 21 по 22 марта, в день весеннего равноденствия или же в максимально приближенный к этому значительному культурному событию день. Вся его этнографически реконструированная внутриобрядовая символика и содержательная сущность изобилует этнокультурными представлениями черкесов о мифологической и магической сущности призыва Нового года. Точная датировка празднования обряда «Хъуромэ» не представляется возможной по причине отсутствия эмпирического материала, косвенно или прямо подтверждающего его агрегацию в обрядово-ритуальные действия, связанные с общечеркесским празднованием Нового года (Маф1ащхьэ тыхь). В этом смысле обряд следует инте

Обряд черкесов пруроченный к Новому году «Маф1ащхьэ тыхь»

Общечеркесский обряд «Хъуромэ» (Хуро-ма) представляет собой аутентичную ритуальнопесенную структуру в рамках обрядового комплекса, приуроченного к празднованию традиционного черкесского Нового года «Маф1ащхьэ тыхь» (день весеннего равноденствия). «Хъуромэ» выражает многие мировоззренческие, протофилософские вопросы этнокультурного мышления. Он проводился с 21 по 22 марта, в день весеннего равноденствия или же в максимально приближенный к этому значительному культурному событию день. Вся его этнографически реконструированная внутриобрядовая символика и содержательная сущность изобилует этнокультурными представлениями черкесов о мифологической и магической сущности призыва Нового года.

Точная датировка празднования обряда «Хъуромэ» не представляется возможной по причине отсутствия эмпирического материала, косвенно или прямо подтверждающего его агрегацию в обрядово-ритуальные действия, связанные с общечеркесским празднованием Нового года (Маф1ащхьэ тыхь). В этом смысле обряд следует интерпретировать не как некоторое дублирование смысла традиционного праздника встречи Нового года (гъэщ1э) в Маф1ащхьэ тыхь, а как органически связанный с ним обряд перехода в социальном смысле, где центральные действующие персонажи обрядового действия (молодежь) перерождаются в новом онтологическом статусе. Историко-генетические корни «Хъуромэ», на наш взгляд, могут восходить до этапов общеиндоевропейского праязыкового уровня.

Обряд по своему исполнению, танцевальному сопровождению, ритуальным действиям, песенной структуре являлся неотъемлемой частью прамонотеистической черкесской культуры празднования Нового года (гъэщ1э). Наступление Нового года черкесы наблюдали по появлению на небе созвездия Вагъуэбэ, что отразилось и в известной пословице «Вагъуэбэ щ1ым къыхэк1ащ», что переводится как «созвездие Тельца вышло из Земли». В этом смысле обряд можно еще и интерпретировать как некое дублирование смысла традиционного праздника встречи Нового года (гъэщ1э).

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх