На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

"Все время зевая": казаки (линейцы, черноморцы, донцы) на Кавказе глазами иностранца (1843 год)

В 1843 году немецкий ученый-естествоиспытатель Мориц Вагнер посетил Кавказ, проделав путь от Тамани, через Екатеринодар, вдоль Линии по Кубани, Тереку, прибыл в Тифлис и морем уехал в Константинополь. Свои путевые наблюдения он изложил в книге "Кавказ и земля казаков в 1843 - 1846 годах", которая была издана в Лейпциге в 1847 году (в 1856 году книга была переведена на английский язык).

Книга эта на русский язык не переводилась, и крайне любопытные и малоизвестные заметки немецкого ученого представляют сегодня большой интерес. Помимо всего прочего в этой книге можно встретить несколько ярких характеристик линейных, донских и черноморских казаков, их повседневного быта и боевых будней, психологических и физиогномических особенностей. Характеристики эти представляют большой интерес, поскольку автор во время долгого путешествия не только имел богатый материал для сравнения (практически все время его сопровождал эскорт представителей разных казачьих войск, включая уральцев, менявшийся от станции к станции: "Каждые 6 или 8 верст мой эскорт менялся, так что между Екатеринодаром и Владикавказом меня сопровождали более 600 разных казаков"), но и заранее поставил себе задачу по их изучению. Некоторые его наблюдения и обобщения представлены в статье...

В 1843 году немецкий ученый-естествоиспытатель Мориц Вагнер посетил Кавказ, проделав путь от Тамани, через Екатеринодар, вдоль Линии по Кубани, Тереку, прибыл в Тифлис и морем уехал в Константинополь. Свои путевые наблюдения он изложил в книге "Кавказ и земля казаков в 1843 - 1846 годах", которая была издана в Лейпциге в 1847 году (в 1856 году книга была переведена на английский язык). Книга эта на русский язык не переводилась, и крайне любопытные и малоизвестные заметки немецкого ученого представляют сегодня большой интерес. Помимо всего прочего в этой книге можно встретить несколько ярких характеристик линейных, донских и черноморских казаков, их повседневного быта и боевых будней, психологических и физиогномических особенностей. Характеристики эти представляют большой интерес, поскольку автор во время долгого путешествия не только имел богатый материал для сравнения (практически все время его сопровождал эскорт представителей разных казачьих войск, включая уральцев, менявшийся от станции к станции: "Каждые 6 или 8 верст мой эскорт менялся, так что между Екатеринодаром и Владикавказом меня сопровождали более 600 разных казаков"), но и заранее поставил себе задачу по их изучению. Некоторые его наблюдения и обобщения представлены в статье.

О черноморцах: "все время зевая".

"Черноморцы не особо отличались в войне с горцами, а черкесы их боялись гораздо меньше, чем линейных казаков, которые более драчливы, ловки и смелы, чем их соседи. Стремление к беспечной, ленивой и мечтательной жизни – это господствующая черта черноморцев, в частях Кавказской армии с презрением отзываются об этих казаках. Набеги черкесов гораздо удачливей на станицы черноморцев, чем на бдительных линейных казаков, которые приобрели хитрость и ловкость в битвах с черкесами. Я часто наблюдал флегматичность черноморских казаков, когда приезжал в станицу или останавливался на почтовой станции, где не было часовых и казаки, находясь вдалеке от своего оружия, лениво мечтали в траве, в зоне видимости врага, который почти еженедельно производил грабежи в их станицах. Если случалось, что кто-то из этих казаков призывался в конвой, то они как можно угрюмей седлают своих лошадей и берут копья, все время зевая. В их гладких лицах вы видите то же выражение, тот же характер ума, как и у толстого рыцаря Шекспира, что должен был идти против Перси Хотспера".

Примечание: следует отметить, что М. Вагнер не раз обращает внимание на беспечность и даже лень, с которой черноморские казаки исполняли кордонную и постовую службу, даже несмотря на смертельную опасность, которая грозила им из-за Кубани.

О линейцах: "я принял их за черкесов".

"В селе Воронежская мой черноморский эскорт был сменен линейными казаками. Они носят черкесское платье: пальто из ярко-коричневой ткани с кожаным поясом вокруг бедер и с цветными узорчатыми петлями с обеих сторон груди, в которых они носят патроны. На ногах у них синие бриджи, на голове – черкесская шапка. Вместо копий у них есть сабля (шашка), слегка изогнутая, кинжал длиной в полтора и два дюйма (так в тексте русского перевода, см. примечание ниже - ИО) и длинный пистолет, заткнутый за спину. Когда эти казаки, вызванные на смену уехавшим вперед черноморцем, примчались по степи, я принял их за черкесов и подумал, что это нападение! ... Они носят шашку и пистолеты, которые изготовлены гораздо элегантнее, но менее надежно, чем у черноморцев. Зато линейцы считаются лучшими солдатами, чем последние. Похищая из гор женщин и детей, они унаследовали много черкесской крови, и с ней главную горскую добродетель – храбрость. Русские генералы обязаны линейцам самыми удачными операциями на Кавказе".

Примечание: перевод "кинжал длиной в полтора и два дюйма" неверен. В английском источнике написано "a dagger (kinschal) a foot and a half long and two inches wide", т.е. "полтора фута длиной и два дюйма шириной" (ок. 46 см длиной и ок. 5 см шириной). Очевидно, автор современного перевода ошибся.

О донцах: "считают свою службу тяжелой ношей".

"Десять полков донских казаков, в каждом полку по 1000 всадников, служат на Кавказе в течение трех лет, а затем их сменяют другие полки донцов. В последнее время к этим казакам прибыло значительное подкрепление. Легко было угадать, что донские казаки неохотно пойдут на такую войну, где много опасности, но мало добычи... Донцов применяют для общей военной службы. Соответственно, казаки с Дона и Урала не сражаются, как черноморцы и линейцы, против горцев за своих жен и детей; они оставляют свой очаг далеко на Дону с величайшим нежеланием и отсутствием энтузиазма или жажды мести. Они считают свою службу тяжелой ношей. Они подсчитывают каждый день из трёх лет, когда они должны созерцать вершины Кавказа, тоскуя по женам и детям, и часто показывают себя зелеными новичками на поле битвы. Но если мы ближе познакомимся с истинным духом Донского войска, то увидим в них тех же солдат, или их потомков, которые пробуждали ужас в ветеранах Наполеона на холодных биваках России".

Примечание: по словам автора, он провел с донскими казаками гораздо больше времени, чем с линейцами и черноморцами. Они эскортировали его в горах Осетии, Закавказья и Армении, "их черные копья охраняли мою палатку даже на вершине Арарата", у них он учился русскому языку.

Источник: M.Wagner «Travels in Persia, Georgia and Koordistan: With Sketches of the Cossacks and the Caucasus», London,1856. Vol.1. (перевод дается по: Виноградов Б., Скиба К., Спасенова М. Черноморские, линейные и донские казаки в путевых заметках Морица Вагнера «В земле казаков»).

[img]"[/img]

О линейцах, лучших казаках XIX в. на Кавказе, можно прочитать здесь.

О боевой подготовке донцов в 1-й половине XIX в. можно прочитать здесь.

Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях. Спасибо!

Источник
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх