Зихи – это средневековые жители Северо-Восточного Причерноморья, информация о которых в европейских источниках зафиксирована ещё со времён античности, и продолжала фиксироваться, хоть и редко, в вплоть до позднего средневековья. В арабских, персидских, русских и турецких источниках зихи не упоминаются.
В грузинских источниках вместо зихов упоминаются джики. Согласно их данным, они локализуются на тех же территориях, что и зихи европейских источников. Ни язык, ни самоназвание зихов не засвидетельствованы, точная локализация территории в разные исторические времена является предметом дискуссии. Согласно источникам, наиболее южная граница зихов достигала Гагрского хребта и реки Бзыби, наиболее северная граница – по черноморскому рукаву Кубани, с северо-востока от территорий зихов находился Главный Кавказский хребет, с юга-запада Чёрное море. Территория Зихии представляет собой узкую полосу берега Северо-Восточного Причерноморья, шириной в несколько километров, и длиной примерно в 300 км.Зихи – это средневековые жители Северо-Восточного Причерноморья, информация о которых в европейских источниках зафиксирована ещё со времён античности, и продолжала фиксироваться, хоть и редко, в вплоть до позднего средневековья. В арабских, персидских, русских и турецких источниках зихи не упоминаются. В грузинских источниках вместо зихов упоминаются джики. Согласно их данным, они локализуются на тех же территориях, что и зихи европейских источников.
Ни язык, ни самоназвание зихов не засвидетельствованы, точная локализация территории в разные исторические времена является предметом дискуссии. Согласно источникам, наиболее южная граница зихов достигала Гагрского хребта и реки Бзыби, наиболее северная граница – по черноморскому рукаву Кубани, с северо-востока от территорий зихов находился Главный Кавказский хребет, с юга-запада Чёрное море. Территория Зихии представляет собой узкую полосу берега Северо-Восточного Причерноморья, шириной в несколько километров, и длиной примерно в 300 км.
Ареал зихов на протяжении всей письменной истории был отделен от ареала абхазов общей границей, то есть, и зихи и абхазы исторически занимали единый неразрывный пространственно-временной континуум. Территории зихов были отделены и от территории черкесов, и не факт, что на момент появления в исторических источниках термина «черкес», между этими обществами была общая граница. После XV века граница между территориями, которые считались зихскими и территориями адыгов устанавливается вдоль по линии Главного Кавказского Хребта, по западной его части.
Одно из последних упоминаний зихов сделал Джорджио Интериано, но тогда он ошибочно их отождествил с адыгами, что ясно из контекста его повествования.
Белая и Чёрная Зихии многократно упоминались в трудах европейских картографов XV – XVIII веков. Вероятно, Белая Зихия (Alba Zichia) – это территория Причерноморья возле «белых гор»: Пшеха-су, Фишт, Оштен. Чёрная же Зихия (Mauro Zichia) – это территория «черных гор», расположенных в районе современных Архипо-Осиповки и Джубги.
В грузинских источниках термин «джики» несомненно означавший зихов европейских источников, оказался более живучим. Там он употреблялся вплоть до XIX века. Согласно Вахушту Багратиони Джикетия находилась к западу от Абхазии, от которой её отделяла река Бзыбь (Каппети). Он также указывал, что это страна была известна грузинским летописям начиная с VI века. От этого грузинского термина произошёл русский термин "Джигеты", которым назывался абхазский субэтнос - садзы.
Пока существовал в исторических источниках термин «Зихия» всё это время Рим, а потом и его преемник – Константинополь имели военно-политическое, а также культурное влияние на абхазские и зихские общества. В результате этого влияния, согласно византийской военной, экономической и культурной политики в Абхазии и частично в Зихии, в течении нескольких веков были построены храмы, сооружены крепости. Это не было подарками. Константинополь был готов в любой момент применить силу против своих вассалов, так как это были не просто буферными территориями империи, находящиеся на торговых путях, и приносящие неплохие прибыли для Константинополя. Это были стратегически важные территории, владение которыми коренным образом влияло на военно-политическую обстановку в регионе Кавказа.
Территория Абхазии под «колпаком» Византии находилась вся, также находилась под этим «колпаком» и территория исторической Санигии, которая в грузинских источниках называлась Джикети. Территории исторической Санигии нередко отождествлялись в источниках с территориями Зихии, например, Константин VII Багрянородный указывал, что протяжённость Зихии от Укруха до реки Никопсис занимает 300 миль. Если отсчитать это расстояние от черноморского рукава Кубани (Укрух), то окажется, что Зихия по Багрянородному охватывала и территорию Санигии.
В это же время средневековые грузинские летописцы указывали, что Никопс (Никопсис) находилась на границе Джикети и Абхазети, а иногда и в самой Абхазии. Все эти данные говорят о том, что территории северо-западнее Гагрского хребта и реки Бзыбь очень часто считались зихскими. Возникает вопрос, если между Зихией и Абазгией была общая граница, то Санигия, согласно большинству источников, находилась к северу от Абазгии, входила в чей состав? Интересно, что историк царицы Тамары, упоминает санигов и кашаков вместе, но не упоминает зихов. Вероятно, что под именем санигов тут понимается народ, который в европейских источниках значился как зихи?
Если встать на точку зрения грузинских летописей, получается, что Санигия была частью Зихии, так как в них указывается, что река Бзыбь разделяла Джикети и Абхазети (Зихию и Абазгию). Согласно же современной историографии река Бзыбь разделяла Абхазию и Санигию. Из этого следует вывод, по грузинским данным историческая Санигия – это Зихия, либо её часть.
Есть ещё и другая точка зрения, согласно которой Санигия была частью Абазгии. Такой взгляд опирается на современные данные, мол, так как садзы – это этнические абхазы, то тогда эти земли всегда были этнически абхазскими, противопоставляя этим самым абхазский этнос зихскому. Мол, саниги не могли быть зихами, потому что зихи – не абхазы. Но тут кроется логическая ошибка, ведь у нас нет данных, которое бы однозначно показывали бы, что зихи этнически отличались от абхазов. Зихия могла быть населена этническими абазгами, но быть отличной от Абазгии, например, как политическое образование, или, например, как общество, сохранявшее древние религиозные культы. Ведь мы знаем, что многие авторы средневековья указывали, что зихи были язычниками, тогда как абазги – христианами.
К XV веку территории, которые в разных источниках назывались Зихией социально-политически делились на две части, одна часть от Гагры до реки Шахе, и другая – от Шахе до Геленджика. Есть несколько этому объяснений: 1) разделенность территорий Зихии была связана с политикой Византии, которая рассматривала территории от Гагр до Шахе, как стратегически важные, об этом свидетельствует, например, количество храмов в районе Сочи, их примерно около 20-ти, и ещё столько же крепостей. Тогда как на побережье от реки Шахе до современного Геленджика почти не строились ни храмы, ни крепости, а всё что построено это либо начало раннего средневековья, либо античность. Всё что имеем, это три раннесредневековые крепости в районе Новомихайловского, одна на реке Годлик, и античная «римская башня» в районе Архипо-Осиповки. Необходимо обратить внимание, что все архитектурные сооружения, построенные к северо-западу от реки Шахе, были построены в первом тысячелетии нашей эры. Тогда как к юго-востоку от Шахе сооружения массово строились и в первом тысячелетии, и в начале второго тысячелетия. Такой разительный контраст в плане сооружений между этими территориями был вызван, конечно, не этническими различиями в регионе, и не политикой местных князей, а именно политикой Византии, которая выбрала для своего присутствия район современного Сочи.
2) Второе объяснение политического разделения территорий, это влияние полиэтнических обществ Кубани на Северо-Восточное Причерноморье от Анапы до Сочи. Это подтверждается археологическими артефактами, как например, курганный способ захоронения, который в XII веке фиксируется в районе Анапы, а к XIV веку этот способ уже достигает Шахе.
3) Третье объяснение основывается на органической взаимосвязи первого и второго объяснений.
Интересный факт, за все 20 веков нашей эры, территория от Геленджика до реки Шахе была завоёвана всего два раза. В первые Зихия была завоёвана монголами в XIII веке. Последнее завоевание этих территорий произошло в XIX веке, как один из сложных эпизодов завоевания Кавказа Россией.
В русских летописях Зихия, как и Абхазия называется Обезами, то есть абазами. Согласно этим летописям, монголы завоевали Обезы (Зихию) в 1223 году. А до этого времени, начиная с V века, соседние с Зихией территории, а именно Тамань, Кубань, Приазовье завоёвывались регулярно другими воинственными этносами, гуннами, прабулгарами, хазарами, кипчаками. Однако все эти значительные эпизоды истории Кавказа домонгольского периода обходили стороной Зихию. И дело тут вовсе не в том, что все эти завоеватели не хотели завоевать побережье, а в том, что эти гористые земли с пересечённой местностью, с бедным населением, недостаточно важны в военно-стратегическом плане, чтобы тратить на них военные ресурсы.
Обращает внимание и ещё один факт, что вовремя Великой Отечественной Войны, в 1942 году, немецко-фашистские войска не смогли захватить эти территории. Тогда фронт растянулся по побережью вдоль линии Главного Кавказского Хребта. Таким образом войска РККА были сосредоточены в узкой полосе от Геленджика на юго-восток вдоль побережья. Отрезок этой узкой полосы до реки Шахе и есть историческая Зихия, о которой мы ведём речь.
В общем, территория Зихии в средневековые времена представляла собой достаточно бедную в экономическом плане страну, с труднопроходимой для армии врага пересечённой местностью, и с очень воинственным населением. Завоевание этих территорий не приносило никаких дивидендов завоевателям, кроме различного рода потерь.
К прямым потомкам зихов, относятся современные шапсуги, бжедуги, абадзехи, убыхи, натухайцы, садзы, абазины, отчасти абхазы. Адыгские субэтносы, такие как кабардинцы, бесленеевцы, темиргоевцы, хатукаевцы, хегайки также имеют связь с зихами, но не прямую.
После опустошительного похода Тамерлана в конце XIV века опустели Кубанские земли. А в следующие десятилетия зихи (из Восточного Причерноморья) и остальные предки адыгов, мадьяры и кабары (из Крыма), булгары и аланы-ассы (из Приазовья) стали заселять эти территории и таким образом вошли между собой в непосредственный контакт. Зихи впоследствии сыграли консолидирующую роль, объединив разрозненные этнические группы, и в результате этого сформировался адыгский этнос.
Засвидетельствование абазского языка на Северо-Восточном причерноморье, сперва Эвлия Челеби, а потом и Минаем Медичи, убедительно говорит о том, что зихи европейских источников говорили на абхазском языке, что косвенно подтверждают и русские летописи.
#кабары #черкесы #мадьяры #аланы #булгары #восточное причерноморье #абазги #зихи #адыги #абаза
Свежие комментарии