В 1578 г. на стороне османов выступили почти все князья Черкесии. Исключение составили ближайшие родственники Темрюка. Группу кабардинских союзников османов возглавил Асланбек Кайтукин, старший князь среди Кайтуковичей, который в османских источниках фигурирует как старший князь Кабарды [10, c. 442].
В послании главнокомандующего Лала Мустафы-паши (янв. 1578 г.), адресованном правителям Дагестана и ширванским принцам, особенно подчеркивалось, что «черкесская армия и татарский хан также с нами» [11, c. 43]. При составлении плана мобилизации Лала Мустафа-паша рассчитывал не только на крымско-татарскую конницу во главе с калгой Адиль-Гиреем, но и на «черкесских беев Таманского острова», а также других «христианских и мусульманских черкесских беев» [10, c. 282–283]. Один из главных инициаторов войны бывший правитель Ширвана Мирза Абубекир-хан, согласно «Гюлистан-и Ирам» Бакиханова, «проживал в Черкесии и Дагестане» [12, c. 102–103]. Мирза Абубекир-хан успел заручиться поддержкой хана Мухаммед-Гирея, женившись на его дочери. Собрав около 3-х тысяч войска, в составе которого должны были быть и черкесы, он вторгся в Ширван и обратился за поддержкой к османскому султану Мураду. Таким образом, черкесы имели отношение к конфликту за Ширван с самого его начала. В 1579 г. лично хан Мухаммед-Гирей II (1577–1584) возглавил армию и двинулся в Азербайджан, где нанес сокрушительное поражение противнику и с многотысячным полоном возвратился зимой с 1579 на 1580 г. через Черкесию в Крым. Мухаммед-Гирей был старшим сыном Девлет-Гирея от старшей жены Айше-Фатьма-султан, дочери черкесского князя Тарзатыка [14, c. 219; 2, c. 151, 201], имя которого указывает на бесленеевский тлекотлешский род Тазартуко. В османских и крымских документах упоминаются черкесские беи со своими отрядами, вошедшие в состав османского экспедиционного корпуса: таманский Мехмед-бей, жанский Мехмед-бей, жанский Давуд-бей, кумуркуйский Каншук-бей, бесленейский Зор-бей, бузадукский Курекен-бей, бузадукский Алем-бей, бузадукский Эльбулад-бей, таманский Могатук-бей, жанский Ахмед-бей, согусский Кастук-бей, согусский Джагтартук-бей, кабартайские беи: Арслан, Абак, Бозук, Башил (Башир), Солух, Каплан, Гази, Мехмед-Мирза, Карашай-бей, а также темиргоевские христианские князья Казук, Гоксук, Сатук, Кайатук. Христианская принадлежность подчеркивается также у Каншук-бея и Зор-бея, и у ряда кабардинских князей [10, c. 314, 317, 439-442]. Из кабардинцев подчеркивается старшинство Арслана (т.е. Асланбека Кайтукина, младшего брата Пшеапшоко Кайтукина, главного соперника Темрюка Идарова в 60-е гг.), а также то обстоятельство, что он, а также Каплан и Гази, были родственниками Черкес Осман-паши [10, c. 312]. Из кабардинского списка легко идентифицируется еще Солух – Шолох Тапсаруков. Против него и его владения («Шолохова Кабарда») в 1589 г. Москва предприняла карательную экспедицию, закончившуюся сожжением более 30 селений [8, c. 400; 2, c. 273]. Абак-бей, назначенный Осман-пашой санджакбеем Кабарды, по всей видимости, двоюродный племянник Шолоха Тапсарукова. Карашай-бей ошибочно воспринят Ф. Кырзыоглу за карачаевского князя, но в данном случае это личное имя, принадлежавшее старшему сыну Шолоха Тапсарукова (Хорошай русских иcточников) [8, c. 93, 383]. Старший из Идаровичей, брат Темрюка Камбулат, получивший жалованную грамоту в Москве на старшее княжение в Кабарде в 1578 г., также известен османским источникам – как Джан Булат-бей он фигурирует у Мустафы Али-эфенди [11, 87]. Вместе с Джан Булат-беем упоминается и Черкес Темрюк-бей, в котором легко узнать Мамстрюка Темрюковича. Согласно Али-эфенди, эти два князя обратились к русскому царю с прошением восстановить крепость в устье Сунжи, что полностью соответствует русским документам [8, c. 34, 47]. Топоним Согус (согусские беи) в Черкесии можно сопоставить с крупным черкесским селением Совуджук (Совугус, Согус) на Тамани, которое управлялось своими князьями [13, c. 49]. Черкесы фигурируют в составе османской армии в качестве отборных частей [11, c. 107, 127]. Упоминаются османские офицеры черкесского происхождения и в их числе Черкес Оздемир-оглу Осман-паша, главнокомандующий после Лала Мустафы-паши и великий визирь с 1584 г. (также после Лала Мустафы). Именно с ним связаны важнейшие победы над персами – в том числе «Мешале савашы» или «Битва при свете факелов» (8-9 мая 1583 г.). Интересно, что правый фланг османов возглавлял Черкес Хайдар-паша, бейлербей Румелии [11, c. 111–114]. Черкес Касым-бей командовал обороной Тифлиса – причем вполне героически, так как в один момент при нем оставались всего 50 солдат [11, c. 99]. В османо-сефевидской войне Черкесия выполнила важную роль полноценного военного союзника и, что еще важнее, военной и продовольственной базы османской армии. Согласно Эвлия Челеби, Осман-паша зимовал в Кабарде на протяжении 7 лет. Стремясь дать хоть какие-то гарантии возмещения ущерба, Осман «из-за отсутствия серебра нарезал деньги из кожи и пустил в обращение… И поныне в казне беев Кабарды много кожаных акче. На них вытеснено: «Султан Мурад сын Селим-хана, завоеватель Шемахи, год 986 (1578-79)» [13, c. 82]. Челеби отмечал, что османская администрация не поощряла расселение татар в пределах Кафинского эйялета, в том числе и на территории «Шахского острова» (Таманского полуострова). Напротив, здесь сохранялось черкесское население, которое считалось лояльным, а в хозяйственном отношении – совершенно необходимым. «Это до такой степени богатая земля, – повествовал Челеби в 1666 г., – что если один человек с десятью лошадьми проживет в доме десять дней, то население радуется. Эти богатые черкесы – веселые, дружелюбные и склонные к шутке – заслужили имя «богачи». Татар на этом острове нет совершенно, они не могут здесь жить, так как в смысле управления Кафинский эйялет считается анатолийской землей» [13, c. 50–51]. Челеби говорит о том, что черкесов на Таманский «остров» привлек османский главнокомандующий Оздемир-оглу Осман-паша во время войны с Ираном. Кроме того, он же назначил одного из кабардинских беев наместником Кафы. Это назначение свидетельствует об особом доверии османского главнокомандующего к черкесской знати. Надо заметить, что Осман-паша оказал большое влияние на характер османо-черкесских отношений. Он открыто благоволил как черкесским князьям, так и дагестанским правителям. Осман-паша был сыном выдающегося османского военачальника черкесского происхождения Оздемир-паши, который отличился на службе у двух султанов – Селима Явуза и Сулеймана Великолепного [15, c. 127]. Согласно Ибрахиму Печеви, «опытный храбрец» Осман-паша, «происходивший из черкесского рода», был командиром передового отряда во время войны с Ираном в 1548 г. Интересно, что в это же время и в том же районе боевых действий Печеви упоминает еще и дефтердара Анатолии Черкеса Искандер-пашу, получившего назначение бейлербея Вана [16, c. 20–21]. В 1578 г. «храбрый и деятельный везир, который также умело владел мечом», Оздемир-оглу Осман-паша в сане везира и сардара стал правителем только что завоеванного эялета Ширван [16, c. 40]. В 1582 г. Осман-паша получил мощную поддержку со стороны черкесов. Любопытно, что он повел войска не по степным просторам правобережья Кубани, а прямо через черкесские земли в Закубанье и Кабарде. Маршрут по Закубанью был удобен в плане обеспечения продовольствием и фуражом, но был сопряжен с пересечением целого ряда притоков Кубани. При описании перехода через Закубанье армии Осман-паши в начале августа 1582 г. Печеви упоминает «область Кемрюк в Черкесском вилайете» [16, c. 52–53]. 11–13 мая 1583 г. состоялось генеральное сражение армии Осман-паши с армией шаха под началом Имамкули-хана. Командование правым флангом Осман-паша доверил бейлербею Сиваса и Румелии Черкес Хайдар-паше. Левым флангом командовал бейлербей Кафы Джафар-паша. Битва была на редкость ожесточенной и получила название «факельного сражения», поскольку обе стороны зажгли факелы и сражались в ночь с первого на второй день. После дня отдыха сражение возобновили с утра третьего дня и сефевиды оказались полностью разбиты [16, c. 56]. Заслуги черкесских князей и воинства были высоко оценены османским султаном. В 1590 г., согласно берату (жалованной грамоте) султана Мурада III, кемиргоевский князь Мехмед был назначен санджакбеем Кафы с доходом (сальяне) от кафинского порта в 50 тысяч акче. Это назначение было сделано по просьбе хана Гази-Гирея. Более того, Мехмед был утвержден в качестве старшего князя в Черкесии («эмир Черкесских земель»). На место Мехмеда в Кемрук был назначен прибывший вместе с ним Хюсрев-бей, видимо, его брат, также принявший ислам [17, c. 96]. До Мехмеда почетное звание эмира Черкесских земель принадлежало кабардинскому князю Арслан-бею, занимавшему также и пост санджакбея Кафы по протекции Осман-паши. Можно предположить, что крымский хан сделал ставку на Болотоковых, владетельных князей Кемрюка (Кемиргоя, Темиргоя). В адыгском песенном фольклоре выдающееся место занимает песня о взятии Темиркапы («Темыркъапэ иорэд»), в которой перечисляются выдающиеся представители черкесской элиты того времени: темиргоевский князь Асран Болотоко, хегакский князь Камболет, хатукаевский князь Аледжук, хатукаевский тлекотлеш Мыкоджуко Падис, и др. Отмечается, что черкесское войско вытупило в поход под ханским знаменем (санджаком) из района реки Антхир и отличилось при штурме Темиркапы. Интересно, что перед тем, как объявить свою волю черкесам, крымский хан Мухаммед-Гирей, который был женат на знатной бесленеевке, советуется с приближенным бесленеевским князем Мэджаджуком Тутчерием [18, c. 142–149]. Тот советует не приказывать черкесам, что приведет к тому, что никто не пойдет в поход, но просто дать знать, что он, хан, собрался брать город и все черкесы, без различия племени и сословия, вольны присоединиться: тогда-то, по мысли черкесского советника, хан соберет из числа черкесов большое войско. Хан-Гирей отмечал, что позднее эта песня, «послужила одному из крымских ханов историческим доказательством того, что черкесы давали войско его предкам, и потому взял от них вспомогательное войско» [19, c. 116]. Как отмечал К.Ф. Сталь, «князья Болотоковы отличались такой храбростью в этом походе, что крымский хан дал этой фамилии права Черного хана (кара-хан или кара-султан), т.е. все права настоящего хана над народом везде, где не управляет лично сам Белый-хан, т.е. повелитель Крыма. Черкесы говорят, что эта песня есть как бы родословная книга их дворянства. Те фамилии, которые не поименованы в этой песне, не могут считаться коренными дворянскими фамилиями» [20, c. 138]. Таким образом, султанский указ 1590 г. подтверждает как общее содержание фольклорного памятника, так и то значение, которое придавалось его содержанию самими черкесами. Османо-сефевидская война 1578–1591 гг. стала важнейшим политическим рубежом в истории укрепления османского сюзеренитета над Черкесией. Более того, османский триумф укрепил их влияние на Крымское ханство. В 1584 г. Осман-паша, при поддержке эскадры, высланной из Стамбула, низложил Мухаммед-Гирея и возвел на ханский трон Ислам-Гирея [21, c. 171]. В 1584 г. кафинский паша задержал двух участников русского посольства, которое возвращалось из Стамбула в Москву через Крым. Поводом стало возмущение черкесских князей, родственников которых в Керченском проливе, во время рыбной ловли, захватили донские казаки [8, c. 45–46]. Челеби особо подчеркивает, что черкесские беи подчинены не хану, а османскому наместнику в Кафе. Вопрос представлялся для Челеби настолько важным, что он выделил для его освещения отдельный раздел: «Сообщение о подчиненности беев черкесских государств Кефе . В эпоху Селим-хана Второго Осман-паша, сын Оздемира, в 991 г. (1586/7 г.) пошел на Ширван и Шемаху через Черкесстан и подчинил местных беев Кефинскому эйялету, взяв у них заложников. И сам он оставил в залог кабардинскому бею своего сына с рабыней, взял [в жены] девушку из Кабарды и за месяц стал добрым родственником в Черкесстане. С семьюдесятью тысячами черкесских богатырей он завоевал Гянджу и Ширван, Шемаху и Тифлис, Туманис и Демир-капу, Ширван и город Серир-Алани, город Араши и город Ниязабад, и город Шабурни. Короче говоря, он взял семьдесят шесть великих городов вместе с черкесскими беями и беями падишаха Дагестана. Он сделал Искендер-бея из беев Кабарды пашой Кефе, заселил остров Тамань черкесским народом, и казаки, азовские неверные, потеряли возможность выходить в Черное море. Всего от острова Тамань на восток, на семьдесят дней пути вплоть до горы Эль-Бурз [располагаются владения] черкесских беев с ежегодным жалованием. Если род Османов идет в поход, они идут в поход с кефинским пашой. Вместо ежегодного жалования они берут одежду и войлок, луки и ружья, порох и свинец, астар (коричневая ткань, наматывающаяся на головной убор офицера, прим. С. Х. ), парчу и саржу. Они под рукой османцев. Их назначение и отстранение во власти Османов. Если какой-нибудь бей умрет, его место занимает его сын или кто-нибудь достойный из его родственников. Но у них нет бунчука, санджака, байрака и барабана со знаменем. Хотя барабанщики имеются. Со времен Османа-паши, сына Оздемира, они очень послушны и покорны роду Османов. В 1031 г. (1621/2 г.), во время похода на Хотин султана Османа из рода Османов, вышеупомянутым черкесским беям кефинские дефтердары прекратили выплачивать жалование. С тех пор они, хотя и не бунтуют, но и не проявляют покорности, службы военной не несут, но иногда приходят к крымским ханам и по некоторым делам обращаются. Однако по доброй памяти это войско Черкесстана без фуража следовало бы содержать» [22, c. 174–175]. Х. Иналджык в статье, посвященной османскому периоду в истории Черкесии, написанной им для «Энциклопедии ислама», подчеркивает, что османские султаны, с одной стороны, признавали крымский суверенитет над Черкесией, а с другой – это не мешало им направлять указы и одаривать титулами черкесских вождей, как собственных вассальных беев» [23, c. 25]. Временами османское правительство выступало как страж интересов своих подданных, о чем свидетельствует казнь в 1644 г. наместника Кафы Ислампаши-задэ «по обвинению в напрасном разорении черкесских стран» [24, c. 382]. Пребывание в составе империи не мыслилось как полное разрушение собственного политического и, тем более, культурного пространства. В османской номенклатуре определений, связанных с Черкесией, есть и такие, которые подчеркивают ее зависимый статус, и такие, которые сообщают читателю о самостоятельности черкесской страны. Если в 1475 г. у Кемалпашазаде фигурирует нейтральное определение Çerkes-Diyârı «Черкесская земля», то в 1539 г. другой османский источник употребляет Çerkes-Vilâyeti «черкесский вилайет». Во время открытой конфронтации, в 1560 г. Черкесия мыслилась как вполне самостоятельное политическое образование: Memleket-i Çerkes «государство черкесов», Çerkes-Bilâdı «страна черкесов», Çerkes-Eli «владение черкесов». В 1567 г. уже не столь важно подчеркивать цельность зависимого пространства, но важны его ведущие представители, которые налаживают военно-политические контакты с державой Османов и, соответственно, появляется определение Memâlik-i Çerâkise Banları «Мамлюкские-черкесские баны» [10, c. 59, 61, 64, 66, 70, 72, 74, 78]. Так, гибкая политика османского правительства в отношении Черкесии, которая постепенно сформировалась после весьма запоминающегося периода конфронтации 1539–1561 гг., позволила Стамбулу укрепить авторитет султанской власти среди новых подданных. В среде черкесской знати укрепилось представление о приемлемости признания верховной власти султана, а практические выгоды такого признания со всей очевидностью проявились в конце XVI в., в ходе большой войны двух исламских империй...В 1578 г. на стороне османов выступили почти все князья Черкесии. Исключение составили ближайшие родственники Темрюка.
Группу кабардинских союзников османов возглавил Асланбек Кайтукин, старший князь среди Кайтуковичей, который в османских источниках фигурирует как старший князь Кабарды [10, c. 442]. В послании главнокомандующего Лала Мустафы-паши (янв. 1578 г.), адресованном правителям Дагестана и ширванским принцам, особенно подчеркивалось, что «черкесская армия и татарский хан также с нами» [11, c. 43]. При составлении плана мобилизации Лала Мустафа-паша рассчитывал не только на крымско-татарскую конницу во главе с калгой Адиль-Гиреем, но и на «черкесских беев Таманского острова», а также других «христианских и мусульманских черкесских беев» [10, c. 282–283]. Один из главных инициаторов войны бывший правитель Ширвана Мирза Абубекир-хан, согласно «Гюлистан-и Ирам» Бакиханова, «проживал в Черкесии и Дагестане» [12, c. 102–103]. Мирза Абубекир-хан успел заручиться поддержкой хана Мухаммед-Гирея, женившись на его дочери. Собрав около 3-х тысяч войска, в составе которого должны были быть и черкесы, он вторгся в Ширван и обратился за поддержкой к османскому султану Мураду. Таким образом, черкесы имели отношение к конфликту за Ширван с самого его начала.
В 1579 г. лично хан Мухаммед-Гирей II (1577–1584) возглавил армию и двинулся в Азербайджан, где нанес сокрушительное поражение противнику и с многотысячным полоном возвратился зимой с 1579 на 1580 г. через Черкесию в Крым. Мухаммед-Гирей был старшим сыном Девлет-Гирея от старшей жены Айше-Фатьма-султан, дочери черкесского князя Тарзатыка [14, c. 219; 2, c. 151, 201], имя которого указывает на бесленеевский тлекотлешский род Тазартуко. В османских и крымских документах упоминаются черкесские беи со своими отрядами, вошедшие в состав османского экспедиционного корпуса: таманский Мехмед-бей, жанский Мехмед-бей, жанский Давуд-бей, кумуркуйский Каншук-бей, бесленейский Зор-бей, бузадукский Курекен-бей, бузадукский Алем-бей, бузадукский Эльбулад-бей, таманский Могатук-бей, жанский Ахмед-бей, согусский Кастук-бей, согусский Джагтартук-бей, кабартайские беи: Арслан, Абак, Бозук, Башил (Башир), Солух, Каплан, Гази, Мехмед-Мирза, Карашай-бей, а также темиргоевские христианские князья Казук, Гоксук, Сатук, Кайатук.
Христианская принадлежность подчеркивается также у Каншук-бея и Зор-бея, и у ряда кабардинских князей [10, c. 314, 317, 439-442]. Из кабардинцев подчеркивается старшинство Арслана (т.е. Асланбека Кайтукина, младшего брата Пшеапшоко Кайтукина, главного соперника Темрюка Идарова в 60-е гг.), а также то обстоятельство, что он, а также Каплан и Гази, были родственниками Черкес Осман-паши [10, c. 312]. Из кабардинского списка легко идентифицируется еще Солух – Шолох Тапсаруков. Против него и его владения («Шолохова Кабарда») в 1589 г. Москва предприняла карательную экспедицию, закончившуюся сожжением более 30 селений [8, c. 400; 2, c. 273]. Абак-бей, назначенный Осман-пашой санджакбеем Кабарды, по всей видимости, двоюродный племянник Шолоха Тапсарукова. Карашай-бей ошибочно воспринят Ф. Кырзыоглу за карачаевского князя, но в данном случае это личное имя, принадлежавшее старшему сыну Шолоха Тапсарукова (Хорошай русских иcточников) [8, c. 93, 383]. Старший из Идаровичей, брат Темрюка Камбулат, получивший жалованную грамоту в Москве на старшее княжение в Кабарде в 1578 г., также известен османским источникам – как Джан Булат-бей он фигурирует у Мустафы Али-эфенди [11, 87]. Вместе с Джан Булат-беем упоминается и Черкес Темрюк-бей, в котором легко узнать Мамстрюка Темрюковича. Согласно Али-эфенди, эти два князя обратились к русскому царю с прошением восстановить крепость в устье Сунжи, что полностью соответствует русским документам [8, c. 34, 47]. Топоним Согус (согусские беи) в Черкесии можно сопоставить с крупным черкесским селением Совуджук (Совугус, Согус) на Тамани, которое управлялось своими князьями [13, c. 49].
Черкесы фигурируют в составе османской армии в качестве отборных частей [11, c. 107, 127]. Упоминаются османские офицеры черкесского происхождения и в их числе Черкес Оздемир-оглу Осман-паша, главнокомандующий после Лала Мустафы-паши и великий визирь с 1584 г. (также после Лала Мустафы). Именно с ним связаны важнейшие победы над персами – в том числе «Мешале савашы» или «Битва при свете факелов» (8-9 мая 1583 г.).
Интересно, что правый фланг османов возглавлял Черкес Хайдар-паша, бейлербей Румелии [11, c. 111–114]. Черкес Касым-бей командовал обороной Тифлиса – причем вполне героически, так как в один момент при нем оставались всего 50 солдат [11, c. 99]. В османо-сефевидской войне Черкесия выполнила важную роль полноценного военного союзника и, что еще важнее, военной и продовольственной базы османской армии.
Согласно Эвлия Челеби, Осман-паша зимовал в Кабарде на протяжении 7 лет. Стремясь дать хоть какие-то гарантии возмещения ущерба, Осман «из-за отсутствия серебра нарезал деньги из кожи и пустил в обращение… И поныне в казне беев Кабарды много кожаных акче. На них вытеснено: «Султан Мурад сын Селим-хана, завоеватель Шемахи, год 986 (1578-79)» [13, c. 82]. Челеби отмечал, что османская администрация не поощряла расселение татар в пределах Кафинского эйялета, в том числе и на территории «Шахского острова» (Таманского полуострова). Напротив, здесь сохранялось черкесское население, которое считалось лояльным, а в хозяйственном отношении – совершенно необходимым.
«Это до такой степени богатая земля, – повествовал Челеби в 1666 г., – что если один человек с десятью лошадьми проживет в доме десять дней, то население радуется. Эти богатые черкесы – веселые, дружелюбные и склонные к шутке – заслужили имя «богачи». Татар на этом острове нет совершенно, они не могут здесь жить, так как в смысле управления Кафинский эйялет считается анатолийской землей» [13, c. 50–51].
Челеби говорит о том, что черкесов на Таманский «остров» привлек османский главнокомандующий Оздемир-оглу Осман-паша во время войны с Ираном. Кроме того, он же назначил одного из кабардинских беев наместником Кафы. Это назначение свидетельствует об особом доверии османского главнокомандующего к черкесской знати. Надо заметить, что Осман-паша оказал большое влияние на характер османо-черкесских отношений.
Он открыто благоволил как черкесским князьям, так и дагестанским правителям. Осман-паша был сыном выдающегося османского военачальника черкесского происхождения Оздемир-паши, который отличился на службе у двух султанов – Селима Явуза и Сулеймана Великолепного [15, c. 127]. Согласно Ибрахиму Печеви, «опытный храбрец» Осман-паша, «происходивший из черкесского рода», был командиром передового отряда во время войны с Ираном в 1548 г. Интересно, что в это же время и в том же районе боевых действий Печеви упоминает еще и дефтердара Анатолии Черкеса Искандер-пашу, получившего назначение бейлербея Вана [16, c. 20–21]. В 1578 г. «храбрый и деятельный везир, который также умело владел мечом», Оздемир-оглу Осман-паша в сане везира и сардара стал правителем только что завоеванного эялета Ширван [16, c. 40].
В 1582 г. Осман-паша получил мощную поддержку со стороны черкесов. Любопытно, что он повел войска не по степным просторам правобережья Кубани, а прямо через черкесские земли в Закубанье и Кабарде. Маршрут по Закубанью был удобен в плане обеспечения продовольствием и фуражом, но был сопряжен с пересечением целого ряда притоков Кубани. При описании перехода через Закубанье армии Осман-паши в начале августа 1582 г. Печеви упоминает «область Кемрюк в Черкесском вилайете» [16, c. 52–53].
11–13 мая 1583 г. состоялось генеральное сражение армии Осман-паши с армией шаха под началом Имамкули-хана. Командование правым флангом Осман-паша доверил бейлербею Сиваса и Румелии Черкес Хайдар-паше. Левым флангом командовал бейлербей Кафы Джафар-паша. Битва была на редкость ожесточенной и получила название «факельного сражения», поскольку обе стороны зажгли факелы и сражались в ночь с первого на второй день. После дня отдыха сражение возобновили с утра третьего дня и сефевиды оказались полностью разбиты [16, c. 56]. Заслуги черкесских князей и воинства были высоко оценены османским султаном.
В 1590 г., согласно берату (жалованной грамоте) султана Мурада III, кемиргоевский князь Мехмед был назначен санджакбеем Кафы с доходом (сальяне) от кафинского порта в 50 тысяч акче. Это назначение было сделано по просьбе хана Гази-Гирея. Более того, Мехмед был утвержден в качестве старшего князя в Черкесии («эмир Черкесских земель»). На место Мехмеда в Кемрук был назначен прибывший вместе с ним Хюсрев-бей, видимо, его брат, также принявший ислам [17, c. 96]. До Мехмеда почетное звание эмира Черкесских земель принадлежало кабардинскому князю Арслан-бею, занимавшему также и пост санджакбея Кафы по протекции Осман-паши. Можно предположить, что крымский хан сделал ставку на Болотоковых, владетельных князей Кемрюка (Кемиргоя, Темиргоя). В адыгском песенном фольклоре выдающееся место занимает песня о взятии Темиркапы («Темыркъапэ иорэд»), в которой перечисляются выдающиеся представители черкесской элиты того времени: темиргоевский князь Асран Болотоко, хегакский князь Камболет, хатукаевский князь Аледжук, хатукаевский тлекотлеш Мыкоджуко Падис, и др. Отмечается, что черкесское войско вытупило в поход под ханским знаменем (санджаком) из района реки Антхир и отличилось при штурме Темиркапы. Интересно, что перед тем, как объявить свою волю черкесам, крымский хан Мухаммед-Гирей, который был женат на знатной бесленеевке, советуется с приближенным бесленеевским князем Мэджаджуком Тутчерием [18, c. 142–149]. Тот советует не приказывать черкесам, что приведет к тому, что никто не пойдет в поход, но просто дать знать, что он, хан, собрался брать город и все черкесы, без различия племени и сословия, вольны присоединиться: тогда-то, по мысли черкесского советника, хан соберет из числа черкесов большое войско. Хан-Гирей отмечал, что позднее эта песня, «послужила одному из крымских ханов историческим доказательством того, что черкесы давали войско его предкам, и потому взял от них вспомогательное войско» [19, c. 116]. Как отмечал К.Ф. Сталь, «князья Болотоковы отличались такой храбростью в этом походе, что крымский хан дал этой фамилии права Черного хана (кара-хан или кара-султан), т.е. все права настоящего хана над народом везде, где не управляет лично сам Белый-хан, т.е. повелитель Крыма. Черкесы говорят, что эта песня есть как бы родословная книга их дворянства. Те фамилии, которые не поименованы в этой песне, не могут считаться коренными дворянскими фамилиями» [20, c. 138]. Таким образом, султанский указ 1590 г. подтверждает как общее содержание фольклорного памятника, так и то значение, которое придавалось его содержанию самими черкесами.
Османо-сефевидская война 1578–1591 гг. стала важнейшим политическим рубежом в истории укрепления османского сюзеренитета над Черкесией. Более того, османский триумф укрепил их влияние на Крымское ханство. В 1584 г. Осман-паша, при поддержке эскадры, высланной из Стамбула, низложил Мухаммед-Гирея и возвел на ханский трон Ислам-Гирея [21, c. 171]. В 1584 г. кафинский паша задержал двух участников русского посольства, которое возвращалось из Стамбула в Москву через Крым. Поводом стало возмущение черкесских князей, родственников которых в Керченском проливе, во время рыбной ловли, захватили донские казаки [8, c. 45–46].
Челеби особо подчеркивает, что черкесские беи подчинены не хану, а османскому наместнику в Кафе. Вопрос представлялся для Челеби настолько важным, что он выделил для его освещения отдельный раздел:
«Сообщение о подчиненности беев черкесских государств Кефе . В эпоху Селим-хана Второго Осман-паша, сын Оздемира, в 991 г. (1586/7 г.) пошел на Ширван и Шемаху через Черкесстан и подчинил местных беев Кефинскому эйялету, взяв у них заложников. И сам он оставил в залог кабардинскому бею своего сына с рабыней, взял [в жены] девушку из Кабарды и за месяц стал добрым родственником в Черкесстане. С семьюдесятью тысячами черкесских богатырей он завоевал Гянджу и Ширван, Шемаху и Тифлис, Туманис и Демир-капу, Ширван и город Серир-Алани, город Араши и город Ниязабад, и город Шабурни. Короче говоря, он взял семьдесят шесть великих городов вместе с черкесскими беями и беями падишаха Дагестана. Он сделал Искендер-бея из беев Кабарды пашой Кефе, заселил остров Тамань черкесским народом, и казаки, азовские неверные, потеряли возможность выходить в Черное море. Всего от острова Тамань на восток, на семьдесят дней пути вплоть до горы Эль-Бурз [располагаются владения] черкесских беев с ежегодным жалованием. Если род Османов идет в поход, они идут в поход с кефинским пашой. Вместо ежегодного жалования они берут одежду и войлок, луки и ружья, порох и свинец, астар (коричневая ткань, наматывающаяся на головной убор офицера, прим. С. Х. ), парчу и саржу. Они под рукой османцев. Их назначение и отстранение во власти Османов. Если какой-нибудь бей умрет, его место занимает его сын или кто-нибудь достойный из его родственников. Но у них нет бунчука, санджака, байрака и барабана со знаменем. Хотя барабанщики имеются. Со времен Османа-паши, сына Оздемира, они очень послушны и покорны роду Османов.
В 1031 г. (1621/2 г.), во время похода на Хотин султана Османа из рода Османов, вышеупомянутым черкесским беям кефинские дефтердары прекратили выплачивать жалование. С тех пор они, хотя и не бунтуют, но и не проявляют покорности, службы военной не несут, но иногда приходят к крымским ханам и по некоторым делам обращаются. Однако по доброй памяти это войско Черкесстана без фуража следовало бы содержать» [22, c. 174–175].
Х. Иналджык в статье, посвященной османскому периоду в истории Черкесии, написанной им для «Энциклопедии ислама», подчеркивает, что османские султаны, с одной стороны, признавали крымский суверенитет над Черкесией, а с другой – это не мешало им направлять указы и одаривать титулами черкесских вождей, как собственных вассальных беев» [23, c. 25].
Временами османское правительство выступало как страж интересов своих подданных, о чем свидетельствует казнь в 1644 г. наместника Кафы Ислампаши-задэ «по обвинению в напрасном разорении черкесских стран» [24, c. 382]. Пребывание в составе империи не мыслилось как полное разрушение собственного политического и, тем более, культурного пространства. В османской номенклатуре определений, связанных с Черкесией, есть и такие, которые подчеркивают ее зависимый статус, и такие, которые сообщают читателю о самостоятельности черкесской страны. Если в 1475 г. у Кемалпашазаде фигурирует нейтральное определение Çerkes-Diyârı «Черкесская земля», то в 1539 г. другой османский источник употребляет Çerkes-Vilâyeti «черкесский вилайет». Во время открытой конфронтации, в 1560 г. Черкесия мыслилась как вполне самостоятельное политическое образование: Memleket-i Çerkes «государство черкесов», Çerkes-Bilâdı «страна черкесов», Çerkes-Eli «владение черкесов». В
1567 г. уже не столь важно подчеркивать цельность зависимого пространства, но важны его ведущие представители, которые налаживают военно-политические контакты с державой Османов и, соответственно, появляется определение Memâlik-i Çerâkise Banları «Мамлюкские-черкесские баны» [10, c. 59, 61, 64, 66, 70, 72, 74, 78]. Так, гибкая политика османского правительства в отношении Черкесии, которая постепенно сформировалась после весьма запоминающегося периода конфронтации 1539–1561 гг., позволила Стамбулу укрепить авторитет султанской власти среди новых подданных. В среде черкесской знати укрепилось представление о приемлемости признания верховной власти султана, а практические выгоды такого признания со всей очевидностью проявились в конце XVI в., в ходе большой войны двух исламских империй.
Свежие комментарии