С началом наполеоновских войн с их массовыми кавалерийскими схватками необычайную и неожиданную эффективность показал пика, оружие, уже основательно подзабытое в Европе. Творившая чудеса в руках казаков и улан, пика заслужила весьма лестную оценку многих офицеров этого периода. Так, Де Брак в своих "Аванпостах легкой кавалерии" писал:.
..С началом наполеоновских войн с их массовыми кавалерийскими схватками необычайную и неожиданную эффективность показал пика, оружие, уже основательно подзабытое в Европе. Творившая чудеса в руках казаков и улан, пика заслужила весьма лестную оценку многих офицеров этого периода. Так, Де Брак в своих "Аванпостах легкой кавалерии" писал:
В умелых руках круговой удар пикой мог, по словам все того же Де Брака, опрокинуть человека или мгновенно остановить ударенную лошадь. Он приводил такой пример, который лично наблюдал во время сражения у Прейсиш-Эйлау в 1807 году:
Накануне войны 1812 года великий князь Константин Павлович, бывший генерал-инспектором русской кавалерии, очевидно, под влиянием рекомендаций подобного рода да и располагая богатым личным опытом кавалерийских схваток, внезапно принимает решение о введении пики в гусарских полках русской армии (Александрийском, Ахтырском, Гродненском, Елизаветградском, Изюмском, Мариупольском, Павлоградском, Сумском). Полагалась она гусарам, которые при атаке ставились в первой шеренге, на эскадрон выдавалось 64 пики. Пики были уланского образца. Общая лина 2,85 м., древко черное, длина боевого стального наконечника, имевшего пожилины, 12,2 см. С обратного конца пики был металлический подток. В отличие от уланских пик, имевших флюгеры, гусарским пикам флюгеры не были предусмотрены, однако, по имеющейся информации, разноцветные флюгера на них все равно ставились: так, в Павлоградском полку верх флюгера был бирюзовым, а низ - белым; в Изюмском - красным и синим, а в Гродненском - темно-синим и белым соответственно.
Впрочем, пика гусарами была встречена неоднозначно: привыкшие к сабле, они не только не умели пользоваться пикой в бою, но еще и фактически не имели времени на освоение этого нового и довольно специфического оружия. Не случайно, видимо, офицер Изюмского гусарского полка писал в своих воспоминаниях:
Однако, видимо, не все гусары сломали и выбросили свои пики (впрочем, то, что они не были выброшены, видно и по рисункам И. Клейна, которые были созданы в 1815 году). Так, вестфальский гусар С. Рюппель, описывая бой у Валутиной горы с русскими гвардейскими и сумскими гусарами, отмечает, что пики (как и положено) были у всей первой шеренги их противников. Да и показали себя они, судя по его воспоминаниям, совсем неплохо:
Да и сам С. Рюппель испытал действие пики на себе: во время боя, он получил сильный укол пикой, который пришелся на кожаную обшивку его кивера и находящуюся в нем фуражную шапку, потерял сознание и был взят в плен.
Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях. Спасибо!
Источник
Свежие комментарии