Общая характеристика Скот, по сообщениям различных авторов, составлял главное богатство в Черкесии, и поэтому скотоводство было хорошо развито на Северо-Западном Кавказе. Адыгская знать прилагала большие усилия для развития коневодства, и в результате этого местные лошади очень высоко ценились не только на рынках Кавказа, но и за его пределами.
Причинами того были выносливость, красота, статность, быстрота и живость черкесских скакунов. Лошади использовались только под седло и преимущественно представителями местной аристократии . Кроме коней черкесы разводили крупный рогатый скот в качестве тягловой силы и для получения мяса и молока. В горных районах и на побережье скотоводство носило отгонный характер — скот перегоняли со склона на склон по мере того, как стада поедали траву. Осенью же стада спускались на равнины. Зимой адыги (черкесы) содержали скот либо на подножном корме, либо кормили сеном.Общая характеристика Скот, по сообщениям различных авторов, составлял главное богатство в Черкесии, и поэтому скотоводство было хорошо развито на Северо-Западном Кавказе.Адыгская знать прилагала большие усилия для развития коневодства, и в результате этого местные лошади очень высоко ценились не только на рынках Кавказа, но и за его пределами. Причинами того были выносливость, красота, статность, быстрота и живость черкесских скакунов. Лошади использовались только под седло и преимущественно представителями местной аристократии .
Кроме коней черкесы разводили крупный рогатый скот в качестве тягловой силы и для получения мяса и молока. В горных районах и на побережье скотоводство носило отгонный характер — скот перегоняли со склона на склон по мере того, как стада поедали траву. Осенью же стада спускались на равнины. Зимой адыги (черкесы) содержали скот либо на подножном корме, либо кормили сеном.
Кроме этого, адыги (черкесы) разводили овец и коз для получения шерсти, мяса, а также молока, из которого изготавливали сыр. Выращивались здесь и свиньи, что очень удивляло приезжих — ведь многие адыги (черкесы) были мусульманами, а ислам запрещает есть свинину.
Кроме этого, повсеместно выращивали ослов — в качестве тягловой силы и кур — для получения мяса и птиц.
Разведение крупного и мелкого рогатого скота В рассматриваемый период скотоводство было развито у адыгов в значительных размерах. Современники обращали внимание на многочисленность скота в Черкесии, который был мерилом богатства отдельных семей. Разведение скота давало адыгу еду, тягловую силу и материал для изготовления одежды и обуви. Об этом писал адыгский просветитель XIX в. Хан-Гирей: «Вообще рогатый скот необходим в жизни черкеса как для мяса и молока, так равно и для работы; также из кожи... делают поселяне обувь, и наездники сбрую конскую...».
Система скотоводства у адыгов была отгонная. Весной и осенью скот кормили на равнинах на пастбищах, летом перегоняли его в горы, а зимой содержали в специальных стоянках. Заготавливали запасы сена для кормления скота.
Преимущественно разводился мелкий рогатый скот. В горах было больше коз, а на равнинах преобладали овцы. Хан-Гирей писал: «Коз поистине можно назвать как бы сотворенными только для горных жителей: целые стада их, быстро бегая по скалам, питаются». Т. Лапинский насчитывал в Адыгее полтора миллиона коз. Овцы разводились повсеместно.
Адыги уделяли разведению скота много времени и забот и выработали рациональные приемы его выращивания и воспитания. Скот на равнинах, по свидетельству Т. Лапинского, был больше, сильней и многочисленней, чем в горах.
Мясо крупного рогатого скота употреблялось адыгами в значительно меньшей степени, чем мясо мелкого рогатого скота. Для хозяйственных нужд использовались рога домашних животных. Из них изготовлялись рукоятки ножей, кинжалов, шашек.
Равнинные адыги (черкесы) содержали буйволов. Эти животные высоко ценились в Черкесии. Буйволиное молоко считалось своего рода лакомством. Каждый вид скота у адыгов пользовался особым уходом. Крупный рогатый скот и овцы содержались отдельно, кормились и выращивались по определенным, выработанным вековым опытом правилам.
Коневодство В хозяйстве адыгов немалую роль играло коневодство. Ими выведены были местные породы лошадей - шолох, бечкан и другие. По наблюдению Г. И. Филипсона, служившего в 30—40-х гг. XIX века в рядах русских войск на Кавказе, у горцев были «... знаменитые конские заводы: Шо-лок, Трам, Есени, Лоо, Бечкан». Каждый завод клеймил лошадей своим особым тавром, и за применение фальшивого тавра виновные подвергались строгим наказаниям.
Адыги с любовью относились к лошадям и тщательно о них заботились. «Черкес, какого бы он звания ни был,— указывает Хан-Гирей,— скорее сам согласится быть голоден, чем лошадь свою допустит до этого». До пяти лет лошадей никогда не использовали, они паслись в табунах и оседлывали их лишь после достижения необходимого роста и возраста. Громкую славу имел белый конь завода Трам. Лошадей в Черкесии употребляли тогда лишь для верховой езды. К середине XIX в., вследствие развертывания Кавказской войны, наблюдается упадок коневодства на Северо-Западном Кавказе.
В изучаемый период наблюдалась концентрация значительного количества лошадей в руках местной феодальной знати.
Замечательные качества адыгских лошадей были известны по всему Кавказу, в Крыму, в России, даже в Польше и Литве. В основе коневодства у адыгов лежало табунное содержание, при котором лошадь круглый год и во всякую погоду оставалась на открытом воздухе. Это делалось для того, чтобы закалить лошадь, приучить ее ко всем невзгодам будущей походной жизни. Во время табунного содержания, которое продолжалось до девяти лет, лошадь постепенно начинали объезжать. Обычно молодую лошадь на время брали из табуна, приучали ее к седлу и седоку, не долго и не очень изнуряя, ездили на ней и затем снова отпускали в табун. Так делали в течение нескольких лет, чтобы, упражняя лошадь, в то же время дать ей возможность развиваться и крепнуть в условиях вольной табунной жизни.
Свежие комментарии