Черкесы будучи народом-воином ,весь свой быт приспосабливали к войне ,делая его практичным и универсальным. Легкие и прочные жилища которые можно было очень быстро восстановить , переместить либо отстроить заново при необходимости. Национальная одежда которая по сути является военной формой идеально приспособленной для ведения как пешей ,так и конной схватки.
Коневодство, при котором путем кропотливой селекции выращивались невероятно выносливые и сильные животные ,способные переносить голод и жажду , а также долгий путь , при этом оставаясь в отличной боевой форме. Фольклор ,воспевавший благородство предков и прививавший черкесам высокие нравственные устои. И т.д. и т.п...Черкесы будучи народом-воином ,весь свой быт приспосабливали к войне ,делая его практичным и универсальным. Легкие и прочные жилища которые можно было очень быстро восстановить , переместить либо отстроить заново при необходимости. Национальная одежда которая по сути является военной формой идеально приспособленной для ведения как пешей ,так и конной схватки. Коневодство, при котором путем кропотливой селекции выращивались невероятно выносливые и сильные животные ,способные переносить голод и жажду , а также долгий путь , при этом оставаясь в отличной боевой форме. Фольклор ,воспевавший благородство предков и прививавший черкесам высокие нравственные устои. И т.д. и т.п.
Исключением не являлась и кухня черкесов. Особые блюда черкесской кухни не портились в экстремальных условиях боевой жизни , сохраняя свои питательные и вкусовые качества долгое время. Некоторые блюда ,по свидетельству С. Хан-Гирея могли не портиться “лет по десяти-двадцати и более”. Такого рода походная пища у черкесов называлась - Гъомыл .
Основными блюдами гъомыля являлись копченная колбаса, копченый или сушеный сыр, сухой порошкообразный мясной суп, приправы ,тесто вареное на меду, крупа кукурузы и пшена, жареные на масле лепешки из просяной, полбенной и пшеничной муки, песочное печенье «къурамбый» приготовленное из пшеничной муки с медом и т.д. Безусловно в рационе присутствовало и мясо , вяленое особым способом. В отличии от мяса крупного и мелкого скота , конину в пищу черкесы употребляли крайне редко и только в исключительных случаях.
Каждый черкесский боец нес индивидуальный рацион гомыля количество которого определялось дзепшем , командующим отрядом. Зачастую воин нес месячный запас продовольствия, в свою очередь командир опираясь на различные факторы - количество, тип отряда (конный или пеший), погодные условия, расстояние и цель похода - определял необходимое количество еды в пропорции день/еда на одного воина , также учитывался вес и место занимаемой провизии.
Принимали пищу на привале организованно. В зависимости от внешних условии, трапеза начиналась только, тогда когда было выставлено охранении и дозорные. Если время позволяло, то разводились костры и готовилась горячая пища, на лошадях с помощью кожаных мешков привозилась вода.
В приготовлении пищи в походах ,у различных черкесских обществ имелись некоторое различия. Так например в кабардинских конных отрядах еду готовили специально обученные кашевары или же «лыгъавэ» выделенные из числа крестьян-вольноотпущенников. В то время как у шапсугов, убыхов, абадзехов и других западноадыгских обществ, по обычаю готовкой еды занимались молодые воины. Расходовать провизию без ведома отряда строго воспрещалось, так как подобные поступки согласно черкесским суевериям, считались дурным знаком, предзнаменованием неудачи.
Ниже приведено описание нескольких разновидностей гоъмыля.
По данным Буцковского ,начала XIX в. при “продолжительных походах” как кабардинцы, так и “закубанские черкесы запасаются для продовольствия: в масле жареными лепешками из просяной, полбенной и пшеничной муки, кои более двух недель сохраняются”, берут также “кроме сего сыр и род пирожного из пшеничной муки с медом ,крубий [къурамбый — М. Г.] называемое, которое весьма питательно и несколько лет сохраняющееся”. [РГВИА, ф.414, д.300, л.74об.]
Гъомыл из пшена , очень древнее черкесское блюдо. Пшено просеивают, промывают и хорошо просушивают, после чего мелют на муку на ручной мельнице. Месят крутое тесто, из которого делают много лепешек и опускают их в кипящую воду. Варят до готовности, вынимают и снова превращают в густое тесто, добавляют туда пшеничной муки и опять делают лепешки. Опускают их в ту же воду, в которой они варились первый раз. По готовности вынимают и снова-превращают в массу, подливая той жидкости, в которой они варились. Эту густую массу кладут в деревянную миску и кушают ложкой. Если готовят в дорогу для дальних походов, то этой массой набивают, щъонт (кожаный мешок), удаляя из него воздух и крепко завязывая. В таком состоянии гомил может долго сохраняться. Гомил имеет кисло-сладкий приятный вкус.
Еще одним блюдом черкесской походной кухни являлся Лягур - копченое ,сушеное либо вяленое особыми способами мясо, которое является ценным источником белка столь необходимым в походах, когда нехватка калории изматывает и ослабляет тело и дух бойца.
Этнограф М.Ю.Унарокова описывает и другой вид гомыля, ныне сохранившийся у иорданских черкесов и представлявший собой “порошкообразную массу, в состав которой входили пшено, мясо, сухой бульон, специи. Достаточно было щепотки такого порошка, чтобы получить протертый мясной суп, который трудно было сравнить, по свидетельствам информанта, по вкусу и калорийности с любым другим блюдом в пути”. «Суп этот есть самая необходимая пища для убыхов в зимних походах, она заменяет им водку, согревает и укрепляет их.»
Порошковая масса широко использовавшаяся черкесами в их военных предприятиях напоминает то как в современных армиях с той же целью используется кокосовый или какао порошок. В экстремальных условиях когда приготовление полноценной пищи невозможно, порошок смешивается с водой и бойцы в кратчайшие сроки получают очень калорийный "коктейль". Эта современная порошковая смесь по питательным свойствам на порядок уступает черкесскому порошковому гъомылу , что говорит в целом о высоком уровне материальной обеспеченности черкесских военных отрядов. Порошковые смеси занимают куда меньше места чем обычные продукты, что крайне важно для черкесов всегда стремившихся к унификации своей амуниции и снаряжения. Таким образом небольшой объем высококалорийной походной пищи у черкесов, не требовал присутствия в походе громоздких обозов с провиантом. В связи с этим примечательны слова генерала Семена Броневского, о том что черкес “питается две или три недели количеством пищи, которой едва бы русскому солдату достаточно было на три дня”. [С. Броневский, «Новейшие географические и исторические известия о Кавказе.»]
Статьи:
Сильная женщина делает эти вещи… Она не делает себе поблажек.
Собянин: Вакцинация от Covid-19 начнется через несколько месяцев
Билеты в театры Москвы во время пандемии будут продавать по паспорту
Два раза в год сады цветут: в октябре на юг вновь пришла весна
Источник
Свежие комментарии