На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

ЧЕРКЕССКАЯ ПОРОДА ЛОШАДЕЙ (АДЫГЭШ).ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

«Превосходство черкесских лошадей для верховой езды описывать здесь было бы излишне: кто из господ русских офицеров, хотя раз бывших в походе, кто из коннозаводчиков не убедился опытом, что лошадь черкесская есть верх совершенства относительно способностей, нужных для бега и для перенесения трудов?» Хан-Гирей.

Записки о Черкесии, 1836.

ЧЕРКЕССКАЯ ПОРОДА ЛОШАДЕЙ (АДЫГЭШ).ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. «Превосходство черкесских лошадей для верховой езды описывать здесь было бы излишне: кто из господ русских офицеров, хотя раз бывших в походе, кто из коннозаводчиков не убедился опытом, что лошадь черкесская есть верх совершенства относительно способностей, нужных для бега и для перенесения трудов?»
Хан-Гирей. Записки о Черкесии, 1836.


Традиция коневодства на Северо-Западном Кавказе восходит к эпохе Майкопской культуры (IV–III тыс. до н.э.). Синдо-меотские племена на протяжении всего античного периода считались весьма сведущими в деле разведения коней, а их тяжеловооруженная кавалерия не уступала по своим боевым качествам ни скифам, ни сарматам. Более того, специалисты высказывают мнение о том, что всаднический комплекс синдо-меотов технологически был более совершенным и оказывал влияние на кочевников. Приморские племена керкетов, зихов и гениохов специализировались на пиратстве, но в то же время продолжали всадническую традицию. Так, в армии Помпея фигурируют «свирепые всадники гениохи» в качестве наемников, способных совладать с любым противником. В.А. Дмитриев (СПб.) делает крайне любопытное для нас наблюдение: «Тренинг кабардинских лошадей был сложен, но на удивление похож на тот способ, которым готовили для похода лошадей в хеттском царстве древности». В середине XV в. венецианец Иосафат Барбаро писал о жителях черкесского княжества Кремух: «Там много селений, которые по мере надобности могут поставить две тысячи всадников. Знатные люди этой области живут тем, что разъезжают по степи и грабят, особенно купеческие караваны. У здешних жителей превосходные лошади, сами они крепки телом и коварны нравом; лицом они похожи с нашими соотечественниками». Около 1500 г. генуэзец Джорджио Интериано отмечал очевидное превосходство черкесских коней и черкесской кавалерии: «Горсточка черкесов обращает в бегство целую толпу скифов (имеются ввиду крымские татары. — Прим. С.Х.), так как черкесы гораздо проворнее и лучше вооружены, лошади у них лучше, да и сами они выказывают больше храбрости».
Современная кабардинская порода является единственно уцелевшим наследием некогда процветавшего адыгского коннозаводства. На кабардинском (восточноадыгском) языке эта порода так и называется — адыгэш. Поэтому ее с полным на то основанием следует именовать адыгской (черкесской) породой. В XIX веке адыгская порода подразделялась на целый ряд локальных отродий: кабардинское, темиргоевское, горное, кубанское. В свою очередь эти локальные группы содержали уже вполне определенные породы, каждая из которых имела свой специфический, узнаваемый облик, экстерьерные качества, специализацию. Были породы предназначенные для элиты черкесской кавалерии — тяжеловооруженных всадников. Были породы, предназначенные не для рыцарского копейного натиска, но для длительных рейдов по равнинным пространствам Северного Причерноморья. Отдельная специализация — горная. Это также очень выносливые, но существенно меньшего роста кони, способные конкурировать с самими козами в карабканьи по крутым склонам, переправам через горные потоки и т.п.
Рыцарских рослых и красивых коней, высоко ценимых на рынках Польши, Литвы, Ирана, Крыма и Грузии, описал Пейсонель в середине XVIII века: «Черкесские лошади чрезвычайно ценятся; они высоки, хорошо сложены, чрезвычайно сильны и очень выносливы. Их голова несколько напоминает клюв ворона; они отчасти похожи на английских лошадей. Здесь (т.е. в Черкесии. — Прим. С.Х.) особенно заботятся о продолжении определенных пород». Стоимость черкесских лошадей знаменитых пород в Крыму превышала 500 пиастров и доходила до нескольких тысяч пиастров, превышая стоимость средней крымской лошади минимум в 25 раз. Пейсонель указывает, что за черкесскую лошадь могли отдать восемь рабов. Наиболее известные черкесские породы, по Пейсонелю, шолох (de Soulouk) и бечкан (de Bekkan). В 1634 г. глава доминиканской миссии в Крыму Эмиддио Дортелли де Асколи писал: «Черкесы гордятся благородством крови, а турки оказывают им великое уважение, называя их черкес спага, что означает «благородный, конный воин». Действительно, черкесская знать, даже когда ради забавы посещает близких соседей, появляется всегда верхом, в кольчугах и шлемах с украшениями в виде розеток из золоченного серебра. Их кони очень красивы и легки, крупных размеров, но притом стройны, равно как и сами всадники стройны, изящны и тонки в поясе». В XVIII в. в Кабарду регулярно приезжали военные поставщики из русских областей Дона и Поволжья для закупки верховых лошадей. «Это было настолько обычным явлением, — отмечает В.К. Гарданов, — что, когда у русского начальства (кизлярского коменданта, донского атамана или астраханского губернатора) не было какого-либо конкретного повода для посылки в Кабарду своих разведчиков, они часто делали это под предлогом покупки коней, зная, что такой предлог ни у кого в Кабарде не вызовет подозрения».
У Спенсера (пер. пол. XIX в.) содержится великолепное описание горских коней Шапсугии и Абадзехии: «Лошади, здесь называемые ими ши — особые любимцы каждого черкеса за силу конечностей, красоту формы и быстроту, их не могут превзойти лошади любой другой страны, ни даже широко известные арабской или английской породы; и я сомневаюсь, сможет ли какая-либо другая лошадь в силу длительной привычки и природы страны переносить подобное утомление и карабкаться с такой уверенностью на скалистые горы и спускаться на степные лощины». Вот далеко не полный список исчезнувших черкесских пород, генетическим преемником которых является современная кабардинская порода: шоолох, бечкан, крымшокал, жирашты, кундет, хагундоко, шеджароко, трам, ачатыр, ландон. Семен Броневский в начале XIX в. насчитал 26 черкесских конных заводов. Каждый из них имел свое тавро (тамгу), подделка которого строго преследовалась в нормах обычного права.
Причины исчезновения всего этого селекционного богатства связывают с регулярными разорениями со стороны царских войск в период Кавказской войны. Черкесские кони являлись одной из основ обороноспособности страны и подвергались угону в огромных массах на правый берег Кубани. В 1836 г. Хан-Гирей писал об этом очень скромно, как о «беспокойствах»: «Конские заводы в Черкесии составляли некогда важнейшее богатство жителей, но ныне они упали и перевелись от беспрерывных беспокойств». Вот одно из таких «беспокойств»: в 1810 г. отряд генерала Булгакова «истребил огнем наши дома, имущество разграбил, скот отнял, людей побил, а именно: 6150 рогатой скотины, 515 лошадей, 125 буйволов, 44015 овец,…». «В прежние времена, — писал в 50-х гг. XIX в. К.Ф. Сталь, — Закубанский край отличался большим богатством в лошадях и рогатом скоте прекрасной породы; но продолжительная война с 1829 г. и барантование (т.е. захват конских табунов и стад скота. — Прим. С.Х.) значительно уменьшили количество скота, а в особенности табуны; многие заводы исчезли, другие сделались ничтожными».
Основным принципом воспитания лошади у черкесов была доброта. «Возможно, — писал Эдмунд Спенсер, — ни в одной стране мира с лошадью не обращаются лучше, чем здесь; …Великий секрет, кажется, в доброте; ее никогда не бьют; следовательно, ее дух остается несломленным и привязанность к своему хозяину неослабной. Мы значительно уступаем этому народу не только в управлении лошадьми, но в человеческом с ними обращении. У черкесов наши конюхи могли бы брать уроки с большим успехом».
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх