И.Н. Клинген, как очень тонкий наблюдатель, обратил внимание на взаимосвязь и взаимодействие ландшафта приморской Черкесии, климата, розы ветров и моря. Человек нашел в этом природном ансамбле свою нишу и пользовался благами моря, теми очевидными преимуществами, которыми наделило его соседство гор и моря.
Умение строить морские суда на Северо-Западном Кавказе уходит корнями в очень давние времена и очевидно связано с населением эпохи дольменов (См.: Марковин В.И. Дольменная культура и вопросы раннего этногенеза абхазо-адыгов. Нальчик, 1974. С. 29-48; Лавров Л.И. Дольмены Северо-Западного Кавказа // Труды Абхазского института языка, литературы и истории. – Т.XXXI. – Сухум. 1960. – С.107). И.Н. Клинген, как очень тонкий наблюдатель, обратил внимание на взаимосвязь и взаимодействие ландшафта приморской Черкесии, климата, розы ветров и моря. Человек нашел в этом природном ансамбле свою нишу и пользовался благами моря, теми очевидными преимуществами, которыми наделило его соседство гор и моря. Умение строить морские суда на Северо-Западном Кавказе уходит корнями в очень давние времена и очевидно связано с населением эпохи дольменов (См.: Марковин В.И. Дольменная культура и вопросы раннего этногенеза абхазо-адыгов. Нальчик, 1974. С. 29-48; Лавров Л.И. Дольмены Северо-Западного Кавказа // Труды Абхазского института языка, литературы и истории. – Т.XXXI. – Сухум. 1960. – С.107).О пиратстве западнокавказких горцев в античную эпоху писали многие греческие и римские авторы, и в военном соперничестве на море торжествовали именно горцы зихи, ахеи, гениохи – но не флоты Спартокидов (См.: Молев Е.А. Боспор и варвары Северного Причерноморья накануне походов Диофанта // Международные отношения в бассейне Черного моря в древности и средние века. –Р.-на-Д.,1986. – С. 60).Всю эпоху средневековья и нового времени зихи-черкесы и абазги абхазы неустанно промышляли морским разбоем, а временами их объединенные эскадры устраивали мощные рейды на порты турецкой Анатолии. Пиратство зихов приводило почти к полному параличу генуэзской торговли в Каффе, а абхазы безраздельно господствовали в водах Мингрелии, Имеретии, Гурии. Келешбей Чачба, последний правитель независимой Абхазии, имел верфи и очень боеспособный флот, и контролировал все побережье Грузии, включая даже османский Батуми. Особое значение в торговых и пиратских предприятиях адыгов и абхазов имел Трапезунд. О прибытии туда богато разодетых кашаков на своих кораблях в X в. писал арабский энциклопедист ал-Масуди (кашак – арабский термин для обозначения зихов прим. С.Х.). Об атаке на этот город зихской эскадры во главе с Артабилом в XV в. писал византийский хронист Халько кондил. В османский период султаны вменяли пашам Трабзона обязанность противодействовать на море абхазам и черкесам. Черкесские мореходы весь период Кавказской войны, прорывая блокаду российского черноморского флота и временами вступая в открытые боестолкновения, обеспечивали устойчивое сообщение Черкесии с главнейшими портами Анатолии и со Стамбулом.
Помимо военного эти суда имели крайне важное хозяйственное, торговое предназначение. Они позволяли вести самостоятельную торговлю с Турцией, а до Турции и с Генуей, всем общинам Натухая, Жанетии, Шапсугии, Убыхии, Джигетии. Со всех мелких гаваней побережья товары доставлялись в Суджук-Кале, Анапу или Сухум, где подолгу на рейдах стояли и загружались крупные османские и европейские корабли (См.: Пейсонель М. Исследование торговли на черкесско-абхазском берегу Черного моря в 1750 – 1762 гг. – Краснодар , 1927. – С. 31.). Прим. С.Х.
Свежие комментарии