На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Могила Инала?

Первым кто выдвинул версию, что Инал, родоначальник адыгских князей, похоронен в Абхазии, был Шора Ногмов: После покорения Абхазии, находясь на Дзибе для заключения мира с абхазскими племенами, он, по окончании всех дел, скончался смертью праведника. Тело его похоронено в упомянутой земле, и могила его, известная и до сих пор, носит название Инал-кубе, т. е. «Иналова могила» (по-абазински). И теперь народ свято чтит прах Иналов; он запрещает пускать скот вблизи его могилы; убить зверя в ее окрестности считается преступлением. Такая версия была поддержана многими авторами. Например, Л. И. Лавров писал: Еще более почитаемым «священным» местом была могила мифического героя - Инала. Эта могила под названием Инал-куба (Инал къуба) находилась в местах древнего обитания абазин - Псху - и более всего чтилась шкаравцами. (...) Старики передают, что Инал-куба находилась на одной из скал по Псху; там висела железная цепь с котлом для варки жертвенного мяса. У этой скалы происходили многолюдные об

Первым кто выдвинул версию, что Инал, родоначальник адыгских князей, похоронен в Абхазии, был Шора Ногмов:

После покорения Абхазии, находясь на Дзибе для заключения мира с абхазскими племенами, он, по окончании всех дел, скончался смертью праведника. Тело его похоронено в упомянутой земле, и могила его, известная и до сих пор, носит название Инал-кубе, т. е. «Иналова могила» (по-абазински). И теперь народ свято чтит прах Иналов; он запрещает пускать скот вблизи его могилы; убить зверя в ее окрестности считается преступлением.
Могила Инала?

Такая версия была поддержана многими авторами. Например, Л. И. Лавров писал:

Еще более почитаемым «священным» местом была могила мифического героя - Инала. Эта могила под названием Инал-куба (Инал къуба) находилась в местах древнего обитания абазин - Псху - и более всего чтилась шкаравцами. (...) Старики передают, что Инал-куба находилась на одной из скал по Псху; там висела железная цепь с котлом для варки жертвенного мяса. У этой скалы происходили многолюдные общественные моления. Там же принимали различные присяги.

В абхазско-русском словаре 1998 года, (составитель А. Н. Генко) записан топоним «Йыналҟəыба» − родовая святыня рода Ачба и других. Не указано, что это могила. Надо учитывать, что в абхазском языке нет отдельного слова «аҟəыба», не говоря уже о том, что оно имело значение могилы, хотя сам топоним абхазский. Такое слово есть в абазинском языке «къвыба» (ҟəыба) склеп (Абазинско-русский словарь 1967 г. Сост. Тугов В.Б.), но происхождение непонятно. В абхазском языке есть слово «акəыба» гроб. Если бы говорилось о гробе Инала, то говорилось бы «Иналкəыба», а не «Йыналҟəыба». Между произношением этих слов есть разница. В устных беседах с филологами абхазского языка, они не могут объяснить слово «Йыналҟəыба» в значении могилы, они также признают, что из фонемы «кə» не могло получится «ҟə». Если это слово абхазское, то кажется оно не должно означать могилы.

Археологическая карта Кубани, составленной Е.Д. Фелицыным в 1882 году Археологическая карта Кубани, составленной Е.Д. Фелицыным в 1882 году

На археологической карте Кубани, составленной Е.Д. Фелицыным в 1882 году обозначено место «могила кн. Инала», на правом берегу реки Кувы. В списке условных знаков на этой карте обозначен отдельный знак с пояснением «могила родоначальника кабардинских князей Инала, господствовавшего над адыгским народом (Черкессами)».

Странность заключается в том, что река Кува — это место переселения псхувцев из Абхазии. Йыналҟəыба имеет и другое название - Ҧсҳəы-ныха, то есть, святилище псхувцев. Трудно поверить, чтобы переселенцы перевезли с собой кости князя Инала на новое место. Скорее всего переселенцы установили новое святилище, не имеющее отношения к могиле человека, и названное по имени святилища расположенного в Псху. Е.Д. Фелицын, по моему мнению, допустил такую же ошибку, как и Ш.Б. Ногмов.

[img]"[/img]
На фотографии Фелицын и его сопровождение. На ней сохранилась подпись Е.Д. Фелицына: «Могила князя Инала, родоначальника кабардинских князей, находится в 5 верстах к югу от станицы Передовой Баталпашинского уезда Кубанской области». На фотографии Фелицын и его сопровождение. На ней сохранилась подпись Е.Д. Фелицына: «Могила князя Инала, родоначальника кабардинских князей, находится в 5 верстах к югу от станицы Передовой Баталпашинского уезда Кубанской области».

Река Кува расположена в предгорьях Кавказа, для средневекового ареала кабардинцев, который был достаточно обширным – это периферия, при чём очень неудобное место для захоронения. Территория Абхазии для могилы Инала тоже неудобное место, разве что только если сам Инал был абхазом, и похоронен на родине. Но тогда непонятно место на карте Фелицына. Что это такое?

Скорее всего, ни в Абхазии, ни на реке Куве нет никакой могилы Инала. Там вероятнее всего было святилище, которое названо сходным именем.

#абаза #черкесы #абхазы #аныха #Абхазия #лавров #князь инал #кабардинцы #фелицын

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх