В январе 2022 года в англоязычном научном журнале «Antiquity» (Аничность), была опубликована статья «Party like a Sumerian: reinterpreting the ‘sceptres’ from the Maikop kurgan» («Вечеринка по-шумерски: переосмысление «скипетров» из майкопского кургана», авторами которой являются трое российских ученых – Виктор Трифонов, Денис Петров и Лариса Савельева.
Им удалось провести комплексное исследование набора из восьми серебряных и золотых трубочек-стержней, которые были обнаружены в 1897 году во время раскопок Майкопского кургана и хранились все это время в Эрмитаже. Ученые пришли к выводу, что эти предметы – не «скипетры власти», не «шесты от погребального балдахина», не «ритуальные предметы неизвестного назначения», а древние «соломинки для группового употребления пива из общего сосуда, которое было частью погребального обряда». В эпоху ранней бронзы (начало IV – начало III тысячелетия до нашей эры) на Северном Кавказе и в Предкавказье распространилась Майкопская археологическая культурВ январе 2022 года в англоязычном научном журнале «Antiquity» (Аничность), была опубликована статья «Party like a Sumerian: reinterpreting the ‘sceptres’ from the Maikop kurgan» («Вечеринка по-шумерски: переосмысление «скипетров» из майкопского кургана», авторами которой являются трое российских ученых – Виктор Трифонов, Денис Петров и Лариса Савельева. Им удалось провести комплексное исследование набора из восьми серебряных и золотых трубочек-стержней, которые были обнаружены в 1897 году во время раскопок Майкопского кургана и хранились все это время в Эрмитаже. Ученые пришли к выводу, что эти предметы – не «скипетры власти», не «шесты от погребального балдахина», не «ритуальные предметы неизвестного назначения», а древние «соломинки для группового употребления пива из общего сосуда, которое было частью погребального обряда».
В эпоху ранней бронзы (начало IV – начало III тысячелетия до нашей эры) на Северном Кавказе и в Предкавказье распространилась Майкопская археологическая культура, названная так по одноименному кургану, который когда-то располагался на восточной окраине города Майкопа. Своих умерших древние майкопцы хоронили преимущественно под курганами, в скорченном положении на боку. Носители этой культуры первыми из жителей Кавказа начали изготавливать керамику на гончарном круге. Кроме того, их выделяет широкое использование предметов из бронзы: сосудов, топоров, кинжалов, шильев и прочих инструментов. Археологи отмечают, что майкопская культура тесно связана с ближневосточными культурами и, скорее всего, ее носители прибыли на Кавказ из Передней Азии, из Месопотамии.
Сам Майкопский курган (адыги назвали его Ошад) был исследован в 1897 году под руководством столичного археолога Николая Веселовского.
Виктор Трифонов из Института истории материальной культуры РАН, который уже много дет занимается исследованиями эпохи бронзового века на Северо-Западном Кавказе, совместно со своими российскими коллегами исследовал коллекцию из этих трубочек с необычными «дырчатыми» наконечниками и декоративными фигурками быков, которые, скорее всего, надевались на эти трубки.
Современные археологи, внимательно изучившие технические детали трубочек, а также их переднеазиатские аналоги, пришли к иному выводу - эти предметы использовались в качестве «соломинок для употребления напитков, требующих фильтрации». По мнению исследователей, древние жители Северного Кавказа (точнее пришедшие на Кавказ выходы из Месопотамии) употребляли пиво в «шумерском» стиле, то есть из одного общего сосуда с помощью длинных трубочек. Изображения таких сцен широко представлены в древнем месопотамском искусстве.
На данный момент это самые ранние известные нам трубочки для питья, хотя их более древние изображения хорошо известны с Ближнего Востока. Их расположение в погребении рядом с умершим, по мнению археологов, подчеркивает важность пиршества во время обряда.
Свежие комментарии