Исламский фактор сыграл большую роль в военно-политическом противостоянии в Кабарде в период Гражданской войны 1918-1920 гг. Ислам стал идеологическим оружием противоборствующих сторон. Вооруженный конфликт здесь имел черты национально-освободительного движения, освященного религиозными лозунгами. Создавались шариатские объединения - политические и военные, выступавшие против «неверных»: большевиков, Добровольческой армии А.
Деникина. В Кабарде и Балкарии антибольшевистскими силами командовал 3. Даутоков, сформировав военно-политическую организацию - партию «Свободная Кабарда». Борьба с большевизмом для З. Даутокова была, помимо защиты национальных интересов, и борьбой за веру. Незадолго до начала Гражданской войны 3. Даутоков принял ислам. Он выступал против большевиков под зеленым знаменем газавата. Бойцы его отряда носили папахи с зелеными лентами, на которых были вышиты полумесяц и звезда. В своей борьбе они активно использовали лозунг «большевиков-гяуров». Примечательны в этом отношении строки написанного и продекламированного им незадолго до вооруженного выступления стихотворения «Сон»: «Благословением для каждого брата пусть будут святые слова газавата: доколе священное Ля-иляха-ля-Аллах (нет Бога, кроме Аллаха) - зеленое знамя с луной, не будет и места для страха в сердцах всех вступающих в бой»...
Исламский фактор сыграл большую роль в военно-политическом противостоянии в Кабарде в период Гражданской войны 1918-1920 гг. Ислам стал идеологическим оружием противоборствующих сторон. Вооруженный конфликт здесь имел черты национально-освободительного движения, освященного религиозными лозунгами. Создавались шариатские объединения - политические и военные, выступавшие против «неверных»: большевиков, Добровольческой армии А. Деникина.
В Кабарде и Балкарии антибольшевистскими силами командовал 3. Даутоков, сформировав военно-политическую организацию - партию «Свободная Кабарда». Борьба с большевизмом для З. Даутокова была, помимо защиты национальных интересов, и борьбой за веру. Незадолго до начала Гражданской войны 3. Даутоков принял ислам. Он выступал против большевиков под зеленым знаменем газавата. Бойцы его отряда носили папахи с зелеными лентами, на которых были вышиты полумесяц и звезда. В своей борьбе они активно использовали лозунг «большевиков-гяуров». Примечательны в этом отношении строки написанного и продекламированного им незадолго до вооруженного выступления стихотворения «Сон»: «Благословением для каждого брата пусть будут святые слова газавата: доколе священное Ля-иляха-ля-Аллах (нет Бога, кроме Аллаха) - зеленое знамя с луной, не будет и места для страха в сердцах всех вступающих в бой».
Внешняя доброжелательность большевиков в отношении ислама позволила им заручиться поддержкой части мусульманского духовенства края, считавшей, что ислам может сосуществовать с большевистской идеологией. Во главе этого движения стоял преподаватель арабского языка и истории народов Ближнего Востока местного медресе Н. А. Катханов. Сторонники этого движения выступали с лозунгом «Да здравствует Советская власть и шариат!», ввиду чего получили в народе название «красных шариатистов». Шариатское движение было полиэтнично, в него входили: кабардинцы, балкарцы, осетины и русские . Катхановцев и большевиков объединяли не общие взгляды на религию, а общие враги, а именно - князья и дворяне, зажиточные крестьяне, общая борьба против социального неравенства. Н. Катханов надеялся на либеральное отношение большевиков к религиозным ценностям мусульман. Для большевиков же мусульманское духовенство было лишь временным попутчиком для достижения власти.
Для борьбы с антисоветскими силами на Тереке, по приказу чрезвычайного комиссара на юге России С. Орджоникидзе штабом 11-й Красной армии была создана группа войск - I ударная Шариатская колонна. Командиром Шариатской колонны был назначен Г. Мироненко, комиссаром колонны - Н. Никифоров. При командире находился представитель горских народов, кабардинец Н. Катханов, являвшийся командиром всех туземных частей, входивших в Шариатскую колонну. В группу войск I ударной Шариатской колонны были включены ряд войсковых частей 11-й Красной Армии. Большевистские отряды объединялись в шариатские полки. Бойцы Шариатской колонны носили красный флаг с белым полумесяцем.
В августе 1918 г. представители постфевральской политической «волны», либерал-демократы во главе с Т. Шакмановым были избраны на руководящие посты в Нальчикском окружном народном Совете. Они не признали политическую власть большевиков в округе и Терской области и стремились не допустить ее распространения в Кабарде и Балкарии. На четвертом съезде народов Нальчикского округа под председательством Т. Шакманова был образован Духовный Совет, призванный примирить охваченное Гражданской войной население области. В состав комиссии вошли пять человек: А. Шогенов, К. Шогенцуков, Г. Машуков, Т. Шогов и А. Чочоев. Т. Шакманов поручил Духовному Совету сообщить, «как смотрит шариат на вопрос о войне и мире». Комиссия пришла к заключению - «держать нейтралитет».
Для возвращения домой кабардинцев, находящихся в рядах враждующих сторон, и удержания горцев от братоубийственной войны окружной Совет в сентябре 1918 г. послал мирную делегацию к З. Даутокову-Серебрякову, к белоказакам Г. Бичерахова, во Владикавказ к большевикам и в областной народный Совет, но переговоры результатов не дали.
Дальнейшие события Гражданской войны не позволили кабардинцам и балкарцам придерживаться нейтралитета. Всех, кто не поддерживал идею нейтралитета, Нальчикский Совет при Т. Шакманове объявил врагами народа. Окружной Совет считал Н. Катханова провокатором военных действий и 19 сентября 1918 г. издал приказ о его немедленном аресте.
Отряд из 25 человек, посланный Т. Шакмановым для ареста Н. Катханова, был задержан его бойцами, а 24 сентября 1918 г. отряд Н. Катханова занял Нальчик. Н. Катханов, явившись на заседание окружного Совета, заявил, что ввиду того, что окружной Совет, Кабардинский национальный Совет и Духовный Совет не пользуются доверием трудового народа, вступивший в Нальчик отряд требует сложения полномочий Т. Шакманова и передачи всей власти по округу Военно-Шариатскому революционному Совету.
Народный Совет округа, не имея военных частей для защиты депутатов, не оказал сопротивления.
25 сентября 1918 г. на заседании Военно-Шариатского революционного Совета в Нальчике произошли перевыборы Президиума окружного народного Совета. Были избраны новый председатель Совета и члены отделов. Взамен существующих судебных отделов в каждом селении был учрежден Шариатский суд в составе двух избранных населением эфенди. Муллы и сельские Советы избирались на шесть месяцев, и в течение этого времени увольнение лиц с указанных должностей должно было производиться только по решению окружного Шариатского суда, а сельских Советов и комиссаров селений - по постановлению Военно-Шариатского революционного Совета «в случае установления неправильных их по службе действий». Во главе каждого организованного боевого полка должен был стоять духовный руководитель - мулла. Принятые решения свидетельствуют о том, что Н. Катханов хотел установить в Нальчикском округе власть Военно-Шариатского революционного Совета, что, конечно, было совершенно неприемлемо для большевиков. Однако на данном этапе для большевиков более важными были победы Н. Катханова на полях сражений против врагов Советской власти. Исходя из этого революционным Советом Северного Кавказа Н. Катханову был выдан мандат на командование объединенными войсками Нальчикского и Владикавказского округов.
Сконцентрировав силы, 6 октября З. Даутоков-Серебряков вновь занял Нальчик и восстановил здесь власть Нальчикского окружного и Кабардинского национального Советов во главе с Т. Шакмановым. Партии «Свободная Кабарда» было предоставлено два места в окружном Совете. Окружной Совет пытался создать национальное войско, которое обеспечило бы безопасность региона. Окружной народный Совет 2 ноября 1918 г. утвердил «Проект судебных установлений в Нальчикском округе», который определил структуру, состав и функции окружного суда и окружного шариатского суда. Взамен Военно-полевого суда был введен для мусульман Военно-шариатский суд. Немусульманское население должны были судить по Военному Уложению с участием лиц, получивших юридическое образование.
В конце октября 1918 г. положение на Тереке изменилось в пользу большевиков. 19 ноября 1918 г. передовые части 11-й и 12-й Красной армии, в том числе шариатский отряд Н. Катханова, заняли Нальчик. Власть либерал-демократов окружного народного Совета под председательством Т. Шакманова была свергнута.
Половина отряда Н. Катханова осталась в Нальчике для защиты города, а другая часть в ноябре-декабре 1918 г. участвовала в боях с отрядами белого генерала Г. Бичерахова в районе Минеральных Вод, Кисловодска и Георгиевска.
Шестой съезд трудящихся Нальчикского округа, проходивший в декабре 1918 г., обсуждая вопрос об организации власти на основах Конституции РСФСР, отмечал, что «мусульманам придется обращаться к шариату для разбора взаимоотношений между собой». Выступая на нем, Н. Катханов говорил: «Призываю мулл встать на защиту шариата, который нам дала Советская власть». В составе исполнительного комитета Нальчикского округа был образован шариатский отдел, возглавляемый К. Шогенцуковым. Судебным следователем по шариату стал А. Абуков. В состав шариатского суда вошли X. Машуков (председатель), М. Фанзиев, И. Токумаев.
С февраля 1919 по февраль 1920 год, когда власть в округе находилась в руках Добровольческой армии во главе с А. Деникиным, была восстановлена нормальная работа горских словесных судов без тотального большевистского контроля. Часть изымаемых налогов с населения поступала на обеспечение горских судов [18, д. 45, л. 61].
Белая власть объявила об аресте и предании шариатскому суду наиболее активных участников большевистского движения, а их организаторов - военно-полевому суду. От имени служащих-мусульман Добровольческой армии печатались воззвания к «братьям (горцам)-единоверцам» с призывом бороться против «неверных-большевиков», которые не уважают и попирают права мусульман. В обращении Правителя Кабарды генерал-майора Т. Бековича-Черкасского к населению Нальчикского округа говорилось: «...Прошу население и войска продолжать с чистым сердцем и с молитвой к Великому Аллаху нести тяготу на местах и боевую службу на фронте, памятуя, что в этом святом деле мы создаем кабардинскому народу великую и славную будущность».
В конце зимы 1920 г. большевики сумели объединить большие силы для сопротивления А. Деникину. В конце февраля - начале марта 1920 г. отряды Н. Катханова освободили от Добровольческой армии ряд селений Нальчикского округа: Нижний и Верхний Курп, Акбаш, Аргудан, Лескен. Тяжелое сражение произошло у с. Ерокко. Воины-мусульмане были незаменимы в бою, обладали особым мужеством и непоколебимостью перед лицом врага. Таким примером они увлекали за собой других бойцов-немусульман. После тяжелых боев отряд под командованием Н. Катханова 10 марта вновь занял Нальчик. Н. Катханов в воззвании к населению Кабарды и Балкарии призвал всех объединиться и впредь жить в мире: «Долой месть, долой расстрелы. Да здравствуют Советская власть, шариат и объединение народа».
Но скоро компетенции шариатских судов были сужены. С 1920 г. окружные шариатские суды официально стали называться советско-шариатскими и находились под полным контролем Советской власти. К 1922 г. в Кабарде и Балкарии все виды шариатских судов были окончательно ликвидированы, а правовая жизнь кабардинцев и балкарцев осуществлялась в рамках единой советской судебно-правовой системы. В 1924-1925-х гг. муллы были лишены избирательных прав, религиозные школы-медресе - закрыты.
К концу 20-х гг. с укреплением Советской власти в регионе вводился полный запрет на использование норм адата и шариата с последующей уголовной ответственностью за их применение.
Другие новости:
Как развивать свой интеллект играючи, и как помочь в этом ребенку
Как управлять эмоциями с помощью цвета
Названы востребованные во время пандемии коронавируса профессии
Как похудеть без диет
Климакс под контролем: как перестать нервничать
Какие женские особенности привлекают мужчин?
Красочный водопад Гедмишх, откуда такое странное название?
Источник
Свежие комментарии