Существуют этнографические сведения о том, что выбор начала года 22-23 марта имеет астрономическую детерминацию. В эти дни продолжительность дня равна продолжительности ночи, после этого день начинает прибавлять, знаменуя Новый цикл развития природы - Новый год. Центральные действующие персонажи (в основном молодежь) перерождаются в новом онтологическом статусе.
В космологическом смысле же «Хъуромэ» - это обновление упорядоченного космоса, онтологическая реновация, солярно-мифологический призыв тепла, плодородия, достатка, благодатного времени. Сравнивая символизм новогодних обрядов, можно отметить параллели между черкесским «Хъуромэ» и древнеперсидским праздником «Навруз». Культурологическое значение празднования традиционного Нового года отмечено М. Элиаде. Навруз в переводе означает «новый день» и символизирует начало нового солнечного года. С астрономической точки зрения наступление этого дня знаменует собой начало весны как первого сезона в солнечном году, и этот переход (конец пСуществуют этнографические сведения о том, что выбор начала года 22-23 марта имеет астрономическую детерминацию. В эти дни продолжительность дня равна продолжительности ночи, после этого день начинает прибавлять, знаменуя Новый цикл развития природы - Новый год. Центральные действующие персонажи (в основном молодежь) перерождаются в новом онтологическом статусе. В космологическом смысле же «Хъуромэ» - это обновление упорядоченного космоса, онтологическая реновация, солярно-мифологический призыв тепла, плодородия, достатка, благодатного времени.
Сравнивая символизм новогодних обрядов, можно отметить параллели между черкесским «Хъуромэ» и древнеперсидским праздником «Навруз». Культурологическое значение празднования традиционного Нового года отмечено М. Элиаде. Навруз в переводе означает «новый день» и символизирует начало нового солнечного года. С астрономической точки зрения наступление этого дня знаменует собой начало весны как первого сезона в солнечном году, и этот переход (конец предыдущего года и начало следующего) обозначается термином «смена года» (перс. тахвил-е саль). М. Элиаде, описывая особенности празднования Навруза, отмечал: «Именно в день Новруза происходило ... возобновление Сотворения». С праздником Навруз произошли практически те же самые изменения, что и с черкесским «Хъуромэ», но основное различие состояло в том, что «Хъуромэ» получил внешнюю христианскую оболочку, сохраняя при этом ядро обрядности. В обоих случаях религиозная обрядность не смогла элиминировать этнокультурную семантику, наоборот - даже способствовала их сохранению в реликтовой форме.
Навруз и Маф1ащхьэ тыхь вместе с «Хъуромэ» как комплексы обрядовых актов таким образом на сакральном уровне не позволяют прерваться связи между нынешними и прошлыми поколениями, между прошлым и настоящим, смертью и жизнью, позволяя ощутить каждый раз в игровой текстуре обряда сакральный смысл и истории, и единения общества. Следующим примером, показывающим любопытное сходство Навруза с основной частью обрядового комплекса, связанного с адыгским новым годом, является тотемистический символ петуха. По всей видимости, «Маф1ащхьэ тыхь», если его смысл этимологизировать по составным словам - это буквально «дар, подношение огненной головы», где подразумевается именно заклание черного петуха. Этнофилософским фоном кровавой жертвы здесь является заключенная в самом ритуале идея о том, что рождение нового imago mundi должно для своего существования получить жизнь и душу какой-либо жертвы, чтобы она стала некой субстанцией нового бытия. Черный петух - повсеместно распространенный мифологический персонаж, который выполняет функцию медиатора между хтоническим, человеческим миром и Солнцем. Подобно Солнцу, петух связан с миром тьмы и света, смерти и возрождения. Петух символизирует плодородие, прежде всего, в его производительном аспекте. Одним из проявлений жизненной силы петуха является и его исключительная воинственность, нашедшая отражение в фольклоре, символике и эмблематике (в частности, в геральдике) разных народов. Так, принесение в жертву петуха в Наврузе и Маф1ащхьэ тыхь - это ничто иное, как символическая конфронтация и интеграция в начале нового года (имеется в виду 21-22 марта) всех стихий: Солнца (огня, света), Земли (тьмы, но одновременно и скрытого потенциала развития), воды (первоосновы рождения и очищения), воздуха (невидимый эфир, пространство, которое связывает мир жертвы и сакральное бытие), где семиотический смысл образа петуха - это залог начала нового цикла тотального существования. Обряды возрождения в этом прочтении - это сплетение символов и знаков.
Свежие комментарии