1833 год являлся относительно мирным на Северном Кавказе. Кстати активность турецких эмиссаров на Северо-Западном Кавказе была высока. Сокращение потерь царских войск было связано с ограничением числа экспедиций в земли адыгов в связи с кризисом на Востоке. Следовательно, степень сопротивления черкесов объяснялась отсутствием гибкой и рациональной политики со стороны России.
Здесь при содействии С. Каннинга английское посольство становится центром антироссийской подрывной деятельности. Однако эти происки не оказали на адыгов заметного воздействия...1833 год являлся относительно мирным на Северном Кавказе. Кстати активность турецких эмиссаров на Северо-Западном Кавказе была высока.
Сокращение потерь царских войск было связано с ограничением числа экспедиций в земли адыгов в связи с кризисом на Востоке. Следовательно, степень сопротивления черкесов объяснялась отсутствием гибкой и рациональной политики со стороны России. Здесь при содействии С. Каннинга английское посольство становится центром антироссийской подрывной деятельности. Однако эти происки не оказали на адыгов заметного воздействия.
Берега Анатолии стали границами политических предприятий царизма, а Западная Черкесия оказывается в орбите российского влияния. Это в определенной мере стимулировало развитие экономических методов завоевания Северо-Западного Кавказа. Договор значительно ограничивал возможности Турции влиять на освободительное движение западных адыгов.
Ближайшей своей задачей Англия считала отмену Ункяр-Искелессийского договора, а черкесскую проблему рассматривала как важнейшее средство нажима на Россию. Именно к этому времени относится активизация деятельности английской агентуры в Черкесии. В письме министру иностранных дел Англии Пальмерстону английский посол в Турции Понсонби подчеркивал особое значение Черкесии в деле сохранения политического равновесия в Европе. По свидетельству штабного турецкого офицера Осман-бея, «англичане ничего не щадили, чтобы внушить черкесам недоброжелательство к России и вовлечь их в войну с русскими».
В материалах английского «Potfollio» подчеркивалось важное значение Грузии и Черкесии для Англии:
«берега Черкесии получали некогда через Германию английские товары, теперь они выдерживают непрерывную блокаду." Другой журнал, «The Free Press», указывал, что лишение права торговли с Черкесией обходится Англии в 100 тыс. фунтов стерлингов в год.
В противоборстве Англии и России на Кавказе черкесский вопрос приобретал важное значение. Черкесия являлась как бы «барьером, разделяющим кавказские владения России и делающим непрочными
приобретения на границе с Турцией». Посол Англии в Стамбуле Понсонби, - один из организаторов антироссийской кампании, писал:
«Никто из людей не оценивает так высоко значимости Черкесии для сохранения политического равенства в Европе, как я, а французский посол в Вене Сент-Олер говорил: «Если я замечаю легкое облачко на горизонте — то это там, на берегу Чepкecии».
Свежие комментарии