Издавна на Кавказе к танцу отношение особое! Но не каждый делает танец своей профессией. Солист балетной труппы Камерного музыкального театра им.Адама Ханаху Джумальдин Хамерзоков много лет занимается хореографией профессионально в разных направлениях — классическими и народными танцами, работает с молодежью, показывая своим примером, что танец — это не просто отточенные движения под музыку, а целая жизнь, прожитая на сцене.
Кто-то может рассказать историю жизни словами, кто-то в песне, а танцующий человек передает ее своими чувствами, уверен хореограф.Издавна на Кавказе к танцу отношение особое! Но не каждый делает танец своей профессией. Солист балетной труппы Камерного музыкального театра им.Адама Ханаху Джумальдин Хамерзоков много лет занимается хореографией профессионально в разных направлениях — классическими и народными танцами, работает с молодежью, показывая своим примером, что танец — это не просто отточенные движения под музыку, а целая жизнь, прожитая на сцене. Кто-то может рассказать историю жизни словами, кто-то в песне, а танцующий человек передает ее своими чувствами, уверен хореограф.Мечта
Впервые Джумальдин Хамерзоков вышел на сцену, когда ему исполнилось 6 лет: в Хакуринохабле образцовый детский ансамбль «Абадзехи» под руководством Рустема Тлишева стал для него второй семьей.
— В отличие от многих ребят, которых привели мамы, я пришел сам. Уже тогда твердо решил, что буду профессиональным хореографом. Красота адыгского танца завораживала меня — я не просто танцевал, я жил танцем, — говорит Джумальдин.
Хореографы-профессионалы из Адыгейского республиканского колледжа искусств знают, что порой по-настоящему талантливые танцоры- самородки есть именно в аулах, на сценах районных ДК, в любительских и детских ансамблях. В 2001 году Джумальдин стал одним из воспитанников «Абадзехов», которого решили «посмотреть» в колледже. Подросток сумел так построить свое выступление, станцевать так задорно, что решение о приеме его в колледж педагоги приняли молниеносно. На отделении хореографии появился новый студент.
Мечта любого студента и выпускника хореографического отделения колледжа — стать артистом лучшего танцевального коллектива республики — ансамбля «Нальмэс». Тогда для восторженного паренька, пришедшего из адыгского танцевального коллектива, других танцев, кроме кавказских, не могло быть. И вдруг на занятиях он знакомится с классическим танцем, с балетом, с танцами народов России. Историко-бытовой танец стал одним из любимых предметов. От своих педагогов он ежедневно узнавал много нового: история каждого танца — балетного, классического, народного — становилась не просто описанием движений, а рассказом о создании каждого произведения.
— Большую роль в становлении меня как хореографа сыграл Аслан Мухарбиевич Исупов. Добрый, отзывчивый, внимательный — он рядом еще с моих студенческих лет. Мне было 13 лет, когда я встретил его, и только сейчас осознаю, что благодаря ему стал не просто танцором, а артистом. По-человечески, по-отцовски он спрашивал: «Джумальдин, ты обедал? Голодным не приходи!» Шел со мной в столовую колледжа, покупал еду и следил, чтобы я поел, и только тогда он разрешал приступить к занятиям,— с благодарностью вспоминает танцор.
Учитель
После окончания колледжа с красным дипломом молодой и амбициозный танцор Джумальдин Хамерзоков попробовал себя в качестве танцора ансамбля… «Казачья вольница».
— И у горцев, и у казаков — кровь горячая, южная, а танцы — яркие, сочные, с элементами акробатики — для меня стали прекрасной хореографической школой, — вспоминает танцор.
Сейчас за плечами молодого хореографа работа в прославленных коллективах республики — государственном ансамбле народной песни и танца Адыгеи «Исламей», государственном академическом ансамбле народного танца Адыгеи «Нальмэс», камерном музыкальном театре им.Адама Ханаху. Джумальдин в составе этих коллективов получил уникальный опыт, выступал на лучших сценах мира — в США, Турции, Сирии, Италии, исполняя сольные партии.
Взрослея, он осознал, что сохранение национальной культуры, национального танца — это не только задача педагогов колледжа, а их, выпускников, обязанность. Получив образование, они могут научить детей не только танцу, но и традициям, обычаям, искусству. Решение было принято: молодой хореограф посвятил себя педагогике. Вскоре на побережье Черного моря — в месте исконного проживания приморских шапсугов — узнали о создании ансамбля национального танца. Молодой хореограф решил передать накопленный опыт подрастающему поколению. В 2011 году он стал руководителем детского ансамбля кавказского танца «Нарты Шапсугии» в Сочи.
— У меня был огромный ансамбль — больше 70 человек танцевали под моим руководством. Мы выступали на сценах Москвы, Нальчика, Ставрополя, Ростова, я получил звание «Хранитель наследия России». Но различные бюрократические трудности не дали мне развернуться в полную силу. Рад, что несколько выпускников моего ансамбля решили посвятить свою судьбу танцу, а другие — до сих пор блещут на адыгэ джэгу, — с гордостью говорит Джумальдин.
Артист балета
Вернувшись в Адыгею, Джумальдин в первый же вечер встретился со своим педагогом Асланом Исуповым — главным балетмейстером Камерного музыкального театра. Через неделю он уже вышел на сцену театра в качестве артиста балета.
— Первая моя встреча с театром была еще в годы учебы в колледже. Аслан Исупов приглашал нас на спектакли — для опыта, для общего развития. Здесь в 2002 году я впервые вышел на сцену — в мюзикле «Моя прекрасная леди» я участвовал в танце… со стульями. Это было так не похоже на все то, чем я занимался раньше, отличалось от тех танцев, к которым привык, — вспоминает артист.
Танцору больше всего пришлось по нраву театральное разнообразие. Если в танцевальных коллективах одно и то же движение, прохождение, танцевальный рисунок ежедневно отрабатывают до автоматизма, то в театре каждый день не похож на предыдущий. Сегодня — принц, завтра — купидон, послезавтра — солдат.
Джумальдин Хамерзоков солирует в хореографических номерах всех без исключения спектаклей, идущих в Камерном музыкальном театре. Он с легкостью перевоплощается в сказочные образы, в «амурчиков» и фрачных героев музыкальных комедий. В мюзикле «Бегите, кони!» ему приходится перевоплощаться несколько раз — из полицейского в героя-романтика и из бродяги в респектабельного волонтера.
— Я люблю спектакли сильные, контрастные — те, где можно играть! Зритель видит чувства актеров — они ведь постоянно на сцене. А как нам, хореографам, передать чувства и эмоции своего персонажа за три–четыре минуты танца? Ведь если станцуешь неискренне, спадет накал спектакля, упадет эмоциональный фон. Потому я танцую так, чтобы зритель увидел не механические движения под музыку, а маленькую жизнь, чью-то судьбу, любовь, разлуку, злость, радость! — не скрывает эмоций Джумальдин.
В любимом им мюзикле «Бегите, кони!» в одном номере — дуэте влюбленных Айзи и Венди — Джумальдин и его партнерша Юлия Аксенова танцуют на втором плане. Ставя хореографический номер, Аслан Исупов руководствовался главным принципом: «Главное — чувства, а потом — исполнение». Солистам балета была дана установка — человек, «танцующий чувствами», может управлять зрительным залом. И хореографам это удалось — зрители слушали певцов, но смотрели танец, настолько ярким и эмоциональным он был.
— Сцена театра дает больше возможностей для творчества танцора. Ты не просто танцуешь — ты полноправный участник спектакля. Горожанин, слуга, солдат, разбойник, амур — где еще было бы возможно примерить на себя все эти образы?! — рассказывает Джумальдин.
Художественный руководитель музыкального театра Юнус Сулейманов считает артистов балета не просто актерами в спектаклях:
— Танцевальные номера делают наши спектакли динамичнее, веселее, фееричнее. Без балета даже веселая комедия может превратиться в статичную смену картинок — подобно просмотру диафильма. Джумальдин на сцене и в детской сказке, и в мюзикле, рассчитанном на взрослую аудиторию, естественен. Ему не надо играть в танце — он живет им!
Хореографическая сказка
Свою мечту об ансамбле Джумальдин Хамерзоков все же воплотил. Сегодня он — преподаватель хореографии Центра развития современного искусства «Шпаргалка». Под его руководством более 50 детей в возрасте от 6 до 10 лет обучаются танцевальному искусству. Как педагог он ведет занятия не только у хореографов, но и у вокалистов, обучая их основам кавказского танца.
— Танец — это труд, и потому дети должны быть подготовлены, физически развиты. Без этого невозможно получить положительный результат. В первую очередь танцор — спортсмен, — раскрывает секреты мастерства Джумальдин.
Обучающиеся в «Шпаргалке» уже имеют в репертуаре танцы «Кавказский джэгу» и «Къафъэ», танцуют в парах. Как педагог, Джумальдин знает, что сначала надо увлечь ребенка, сделать занятие интересным, объяснить смысл выполняемых действий — что танцевать, откуда произошел этот танец...
— Дети маленькие, поэтому зачастую приходится самому выдумывать настоящие сказки — с чудесами, героями. И только потом — ставить танец-историю, — рассказывает хореограф.
Аскер Русланович, папа сестер-близняшек Анжелы и Марины, регулярно наблюдает за работой педагога:
— Мои дочери на занятиях по хореографии не только учатся танцевать, Джумальдин Абубачирович действительно работает с детьми — рассказывает, разъясняет. Каждое занятие для девочек — это эмоции, впечатления, новая история — не только танца, а каждого движения. Он объясняет, почему нужно делать так, а не иначе. Он сам — танцующий педагог, и я рад, что мои маленькие артистки учатся у него.
За успехами своего студента следит его педагог — народный артист Адыгеи, заслуженный артист Грузии Аслан Исупов:
— Я всегда горжусь своими учениками, вне зависимости от того, посвятили они себя танцу или выбрали другую стезю в жизни. Джумальдин рос на моих глазах — не только физически, но и как танцор. У него есть то, чего не хватает многим профессионалам: он видит танец в перспективе. Все эти годы он верен своей мечте — быть «в танце». На удивление естественно он себя чувствует и на сцене, и в роли педагога-хореографа детского коллектива.
Посвятивший себя хореографии Джумальдин Хамерзоков уверен, что каждый танец — это маленькая жизнь, прожитая на сцене. А насколько она будет яркой — зависит только от него — человека танцующего.
Елена МАРКОВА. Источник: Газета Советская Адыгея
Свежие комментарии