На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Влияние адыгов на оружие черноморских казаков.

"Одновременно с карабинами, Ермолов пытался отменить и бывшие на вооружении черноморских казаков кавалерийские сабли образца 1809 года. На наш взгляд – это довольно неудачный образец холодного оружия. И если в регулярной армии, действовавшей в сомкнутом строю, он еще мог более или менее успешно применяться, то для казаков эта сабля была малоэффективным, если не сказать, бесполезным, обременительным оружием.

Даже П.П. Короленко, известный историк черноморцев признавал, что «черкесы острыми шашками перерубывали стоящую бурку, то казаки тупыми саблями могли только огурцы рубить» (22, с.287). Ермолов отмечал, «что сабли в железных ножнах и на длинных погонах не выгодны для казаков здешнего края, ибо с ними нельзя не заложить секрета, ни выслать потайного разъезда, без того, чтобы не быть открытым бесполезным стуком оружия, тогда как неприятель все сие делает беспрепятственно.

"Одновременно с карабинами, Ермолов пытался отменить и бывшие на вооружении черноморских казаков кавалерийские сабли образца 1809 года. На наш взгляд – это довольно неудачный образец холодного оружия. И если в регулярной армии, действовавшей в сомкнутом строю, он еще мог более или менее успешно применяться, то для казаков эта сабля была малоэффективным, если не сказать, бесполезным, обременительным оружием. Даже П.П. Короленко, известный историк черноморцев признавал, что «черкесы острыми шашками перерубывали стоящую бурку, то казаки тупыми саблями могли только огурцы рубить» (22, с.287). Ермолов отмечал, «что сабли в железных ножнах и на длинных погонах не выгодны для казаков здешнего края, ибо с ними нельзя не заложить секрета, ни выслать потайного разъезда, без того, чтобы не быть открытым бесполезным стуком оружия, тогда как неприятель все сие делает беспрепятственно. Если мы будем иметь сабли, подобные неприятельским, они худшими не будут» (2, с.350). Император дал свое разрешение на перемену и сабель, но денег от казны на перевооружение казаков выделить отказался (23, л.3). Ермолов же, основываясь на решении императора, приказал Черноморскому войску не заказывать впредь «сабли в железных ножнах на подобие драгунских». На резонный вопрос, что же иметь вместо них, от 10 июня 1824 года прямо указал: «.... я полагаю, Черноморского войска казакам гораздо лучше иметь шашки вместо употребляемых ими ныне сабель...» (24, л.2). (По вопросу о достоинствах холодного оружия автор придерживается следующего мнения: русское холодное оружие Тульского и Златоустовского оружейных заводов, в массе своей, превосходило по качеству клинковой стали оружие кавказской выделки, но уступало ему по конструктивным достоинствам). Таким образом, еще в начале 20-х годов ХIХ века мог быть решен вопрос о введении шашек на вооружение черноморских казаков. Мог, но не был. Ведь Ермолов не приказывал, а лишь «полагал». Он хотел знать мнение по этому вопросу генерал-майора Власова. Власов же, в свою очередь, предписал Черноморской войсковой канцелярии дать свое заключение. 25 октября 1824 года оно и было представлено Власову (24, л.4). Канцелярия признавая, что шашки «способнее для казаков» находила саблю более «приличествующей мундиру». К тому же введение шашки, помимо официально утвержденной сабли, вводило казака в излишний расход. Впрочем, Канцелярия соглашалась на то, чтобы казаки, «имеющие состояние» владели бы и шашками (помимо сабель) на кордонной службе.
Власов в целом принял «доводы» Войсковой Канцелярии, но в рапорте к Ермолову предложил: «не воспретить также иметь им (казакам – Ф.Б.) шашки для употребления службы на кордоне, как оружие легкое и в действии с здешним неприятелем весьма способное. Нынешние же сабли позволить казакам продавать или донашивать» (25, л.3). В свою очередь, Ермолов сабли продавать не разрешил, а приказал «для собственной безопасности дозволить казакам сверх сабель иметь и шашки, если кто пожелает» (25, л.40)
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх