На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Черкесы Румынии

Недавно я получил письмо от друга, с которым познакомился через Фейсбук. В письме, датированном 12 июля 2011 г., было написано: "Дорогой Валид! Меня зовут Milies Constantin Dan, мне 29 лет. Я родился в Румынии и ни разу в жизни не был за границей. Работаю ветеринаром, у меня есть своя аптека. Пока я учился в начальной школе до седьмого класса, я ничего не знал о своих корнях.

А когда перешел в среднюю школу, то из учебников узнал о том, будто черкесы относятся к монгольским племенам. Примерно то же говорил нам мой отец.

Черкесы РумынииНедавно я получил письмо от друга, с которым познакомился через Фейсбук. В письме, датированном 12 июля 2011 г., было написано: "Дорогой Валид! Меня зовут Milies Constantin Dan, мне 29 лет. Я родился в Румынии и ни разу в жизни не был за границей. Работаю ветеринаром, у меня есть своя аптека. Пока я учился в начальной школе до седьмого класса, я ничего не знал о своих корнях. А когда перешел в среднюю школу, то из учебников узнал о том, будто черкесы относятся к монгольским племенам. Примерно то же говорил нам мой отец. Я много времени проводил в библиотеке и много читал, пытаясь выяснить, кто такие черкесы. Почти во всех книгах я находил одну и ту же историю - что мы относимся к монголам. Но на одной из карт времен арабского халифата я нашел страну Адыгэ на Кавказе, а в одной из книг было написано о том, что древние кавказские племена жили на севере Кавказа. В книге не упоминалось слово "черкесы", поскольку в те времена его нельзя было употреблять, но каким-то образом она позволяла читателю прочитать правду между строк. Меня чуть было не исключили из средней школы, когда на уроке истории я ответил учителю, что черкесы не относятся к монгольским племенам. Когда я поступил в университет, я узнал об организации под названием Megalomanica Group. Её основал черкес-эмигрант, который раньше работал на железной дороге в Сибири и занимал там высокий пост, но по какой-то причине бежал из России и приехал в Румынию. Он приехал в середине 1994 г. Работал в нескольких местах, затем нашел работу на железных дорогах в Румынии, а позднее основал собственную фирму и создал упомянутую выше организацию. Он смог оказать помощь многим людям, эмигрировавшим из бывшего Советского Союза. Ему нравилось, когда его звали "Адыгэ", потому что он родом из Адыгеи, как говорил сам. Я не стану называть его настоящее имя, поскольку он сам этого не хочет. Этот человек поддержал меня и вызвал у меня стремление начать поиски следов черкесов в Румынии. Я стал ездить по селам и узнал о Ion Cerchez - последнем человеке, говорившем на черкесском языке и жившем в селе Slava Cercheza, но заявлявшем, что он имеет румынское происхождение. Население в том селе было полностью черкесским, но сегодня 90% его составляют русские переселенцы, которые пришли сюда после распада Советского Союза и также причисляют себя к румынам. В ноябре 2009 года я имел собственную аптеку в селе Merisani, в котором правила группа цыган из рода Ursari. Они разрушили мое заведение, так как я отказался заплатить им откуп - так называемый налог за охрану, который они налагали на граждан. Я был вынужден бежать, и единственной моей надеждой было добраться живым до села Piatra Olt, где жил господин Адыгэ. Те же цыгане еще раньше терроризировали то село, но Адыгэ противостоял им с большой храбростью, и это событие показалось мне невероятным, так как цыганские роды в Румынии пользуются покровительством полиции и разных политических сил за их голоса на выборах, и у них всегда развязаны руки. Впервые в жизни я услышал о том, как кто-то осмелился выступить против них, пытаясь отстоять свои права. Это событие наложило отпечаток на мою жизнь, и я стал членом организации. Господин Адыгэ стал уговаривать меня выучить черкесский язык. Но как я мог сделать это? Помимо румынского я знаю английский и русский. Я начал с интернета с помощью учителя из Израиля. Трудно выучить язык таким способом, но меня ничто не остановит, так как я настроен решительно, несмотря на возражение моих родителей, которые опасаются за меня. Иногда мне кажется, что я являюсь одним из последних отпрысков черкесской диаспоры в Румынии, которая ныне начала пробуждаться и вновь обращается к своим корням. Мы потеряли родной язык, свою национальную идентичность, обычаи и традиции, и над нами висит опасность исчезновения, как произошло когда-то с убыхами. Но черкесская кровь, которая продолжает течь в наших жилах, не допустит этого. Самая большая мечта моей жизни - это обосноваться на родине в Адыгее. По правде говоря, я еще не готов к этому, но надеюсь, что наступит тот день, когда я осуществлю это, и мечта моя станет реальностью. Я хотел бы работать ветеринаром в Адыгее, говорить на черкесском с остальными черкесами, иметь жену своей национальности." Это письмо от моего друга побудило меня начать поиски хоть каких-нибудь источников, содержащих сведения о черкесах Румынии. Друг также прислал мне некоторую информацию, основанную на исторических материалах, а также официальные данные и воспоминания пожилых людей, с которыми он встречался в то время, когда шел по следам черкесов на территории Румынии. Пособия по современной истории Румынии упоминают о том, что некоторые племена из Северного Кавказа жили в Румынии с незапамятных времен. Румыны как нация состоят из местных племен "дачи" и остатков тех народов, которые населяли Римскую империю, и начало их восходит к 400 г. до н.э. Еще раньше здесь проживали два племени - Roxolani и Yazingi, и они поддерживали отношения с народами Кавказа. Последние оказали им помощь в борьбе против римлян в 62-112 г.г. н.э. Позднее эти племена растворились в румынском обществе. Другой немаловажный факт - существование монастыря под названием Dervent. Он был построен в 99 г. н.э. святым Андро, пытавшимся обратить людей в христианство. Андро побывал в известных в ту пору Армении, Грузии, стране "аланов" - осетин, Дагестане. Оттуда направился на север, через страну черкесов, перешел Дон и достиг территории Румынии. Здесь он построил монастырь, названный по имени дагестанского селения и получивший широкую известность в Румынии. Еще одно, весьма важное обстоятельство - наличие некоторых черкесских слов в румынском языке, что указывает на существовавшую некогда связь между двумя народами. В румынских словарях эти слова сопровождаются пометкой о том, что они восходят к словам из кавказских языков. Подобное сходство имеется в отношении пословиц и традиций, распространенных среди румын, но только глубокое изучение языковых и антропологических признаков позволит выявить связь, имевшую место между двумя странами. А в 17-м веке черкесы пришли и обосновались на северо-западе сегодняшней Молдавии, являвшейся в то время частью Румынии, и здесь сформировался род Cerchez boyar - один из старинных и влиятельных аристократических родов в Румынии. Со временем он смешался с румынами, но его представителей можно встретить и по сей день. В 1700-м году о них писал известный молдавский летописец Ион Некулче (Ion Neculce), который упоминает их как черкесских торговцев, пришедших из района Черного моря. В период с 1864-го по 1872-й г. сюда устремился поток черкесских переселенцев, и около 10 тысяч из них осели на территории Румынии. Большинство обосновались в районе Dobrogea, расположенном на юго-востоке Румынии. Другая небольшая часть осела в Молдавии, где они основали несколько сел, среди них - Cercheza и Cerchezu, существующие по сей день. Большинство населения этих сел составляли шапсуги. По окончании Балканской войны, где османские войска сражались против русской армии, и в которой участвовали также румынские войска, румынский офицер, полковник Михель Черкез, происходивший из известного черкесского феодального рода Cerchez, оказался тем, кто 28 ноября 1877 года пленил османского генерала Осман-пашу, который также имел черкесские корни и возглавлял османское войско в сражении под Плевной. После гражданской войны и получения Румынией независимости румынский офицер был удостоен чина генерала, и Mihail Christodulo Cerchez стал национальным героем. Для увековечения его памяти официальный зал президентского дворца Румынии назван залом Черкеза - Sala Cerchez. Его именем назван также 85-й батальон логистической поддержки 8-й артиллерийской бригады - в знак уважения и признательности от румынской армии. Ему возведен бюст на площади мавзолея румынского солдата в селе Grivitsa, расположенном в районе Плевны в Болгарии, как признание его заслуг в деле освобождения болгарского народа и достижения независимости современной Болгарии. В 1878 году Румыния получила независимость от турков, и вновь сформированное румынское правительство изгнало всех жителей-мусульман в Турцию. В числе изгнанных оказались и черкесы, которых в то время насчитывалось 12 тыс. человек. 2 тыс. из них остались в Румынии, частью приняв христианство за право остаться в Румынии, частью примкнув к татарской диаспоре (около 500 чел.) Так черкесская община рассеялась по разным уголкам Румынии, покинув место компактного проживания - село Slava Cercheza, которое заселили русские переселенцы. Село Cerchezu также заняли румыны. Черкесы же со временем переселились в соседние села. В Hamcearca образовалась черкесская община, но в дальнейшем ее представители перебрались в село Tulcea, но подавляющее большинство переселилось в прибрежный город Constanta. Другая группа осела в Бухаресте и других крупных городах. До 1950 года черкесская община имелась в селе Dorohoi недалеко от молдавской границы. На национальных праздниках здесь исполняли черкесские танцы, надевали яркие национальные наряды, но черкесский язык был утерян. И когда восточная Молдавия стала частью Советского Союза, а западная ее часть присоединилась к Румынии, эта небольшая группа черкесов осталась в Молдавии. Ныне это единственная черкесская диаспора, оставшаяся под властью России и не возвратившаяся на свою исконную родину Кавказ. Позднее, в середине 50-х г.г. небольшая группа черкесов прибыла из Сербии (бывшая Югославия) и поселилась в районе Банат на юго-западе Румынии. Они говорили на черкесским и сербском языках, но затем их родным языком стал румынский. Одним из основных факторов, способствовавших растворению черкесской общины в Румынии, было то, что черкесы жили рассеянно и вдали друг от друга. Расстояние между разными черкесскими семьями достигало 10 и даже 100 км. Браки черкесов с румынами также привели к утере национальных корней. Румыния в ту пору находилась под властью коммунистического режима, и шел процесс растворения национальных меньшинств. Черкесов стали относить то к тюркским народностям, то к русским, и это порождало неясность, так как все национальные меньшинства в Румынии объявляли себя румынами из страха перед коммунистами. В школах ученикам рассказывали, будто черкесы являются потомками тюрко-монголов, а иногда их представляли как российских казаков. После падения коммунистического строя в 1989 году открылись границы, и румынский народ получил гражданские права. В Румынию прибыло много граждан из бывшего Советского Союза и Турции, она стала каналом для иммигрантов в ЕС или США по румынским паспортам. В период с 1994 по 1998 год была создана и активно действовала организация Megalomanica, при поддержке которой в Румынию приехало много черкесов из Сербии, Турции, Северного Кавказа. Некоторые из них временно обосновались в Братске, затем уехали в страны Евросоюза. Сегодня организация сосредоточена и работает в селении Piatra Olt на юге центральной Румынии, где проживает около 50 выходцев из Кавказа и три черкесские семьи из Турции. Ныне черкесы в Румынии проживают в районе Dobrogea, где насчитывается около 1 тыс. человек из рода Cerchez. Большая часть живет в Бухаресте и его окрестностях. Также в селе Hamcearca живет несколько человек, которые представляются черкесами, хотя официально записаны как румыны. Их количество трудно определить, но предполагается, что их не менее 100 чел. Что касается села Cerchez, население которого составляет 1549 чел., то более 200 человек из них происходят из рода Cerchez. Кроме того, среди исламской общины этих районов имеется небольшая группа из 500 человек, до сих пор носящих фамилию Cerkez. В западной Молдавии, ставшей сегодня частью Румынии, и теперь живут потомки знатного феодального рода Cerchez. Они требуют возвращения своих владений, отнятых у них во времена коммунистического правления. Несомненно, они являются потомками тех черкесов, которые осели здесь в 1864 г. В районе Банат живут черкесы, прибывшие сюда из Сербии. Их именуют сербскими румынами. Некоторые из них вернулись в Сербию, другие проживают на юге центральной Румынии, какая-то часть уехала в США и Канаду. Среди оставшихся здесь сербских румынов имеется 25 семей с черкесскими корнями. Валид Хакуз Перевод с арабского А. Керашева Оригинал: http://www.circassiannews.com/?p=5723 elot.ru
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх