В статье исследуются особенности формирования комплекса национальной одежды, известный как “черкеска“ в результате взаимодействия нескольких факторов: природно-географического, хозяйственно-экономического, военного (смена комплекса вооружения, произошедшая в 18 веке в связи с широким распространением огнестрельного оружия).
В статье исследуются особенности формирования комплекса национальной одежды, известный как “черкеска“ в результате взаимодействия нескольких факторов: природно-географического, хозяйственно-экономического, военного (смена комплекса вооружения, произошедшая в 18 веке в связи с широким распространением огнестрельного оружия).Такие элементы материальной культуры народа как одежда и вооружение формируются не в один день, а в течение длительного времени, и на их формирование оказывают влияние такие факторы как природно-географические условия страны, вид хозяйственно-экономической деятельности, особенности социальной структуры и политической истории народа, а также его менталитет и эстетические вкусы.
В социально стратифицированных обществах одежда различных сословий может сильно различаться и строго регламентироваться. Например, в феодальной Европе такие различия можно увидеть в одежде крестьян и феодалов, духовенства и ремесленников, короля и придворных, музыкантов, артистов и других представителей разных слоев общества.
Зависимость формирования того или иного комплекса одежды от природно-географических условий и типа хозяйственной деятельности можно проиллюстрировать на примере такого элемента одежды как штаны.
Он появляется и получает распространение, как правило, у народов, проживающих в регионах с умеренным или холодным климатом, древними традициями коневодства и развитой всаднической культурой. У многих народов в прошлом, проживавших в странах с жарким или теплым климатом и у которых кавалерия была не основным, а вспомогательным видом войск, штаны как элемент одежды, отсутствовали. К этим народам, например, относились древние греки, римляне, шотландцы и многие другие.
Говоря о черкеске как об адыгском национальном костюме, необходимо отметить несколько важных особенностей.
Во-первых, черкеска – это комплекс одежды, а не только собственно сама верхняя одежда типа кафтана, известная под этим названием.
Во-вторых, в этот комплекс, помимо элементов одежды, обязательно входит и оружие – кавказский кинжал, который является частью национального костюма. Эта особенность учитывалась и в советском законодательстве, которое разрешало ношение холодного оружия, если оно является частью национального костюма, имея в виду именно черкеску.
В-третьих, черкесский костюм являлся не одеждой, а скорее военной формой, в которую была облачена вся мужская часть нации. У черкесов не принято говорить «адыгэ щыгъын» – «черкесская одежда», ими употребляется определение «адыгэ фащэ», что означает «черкесская форма». Действительно, черкеска была общенациональной военной формой.
Согласно нормам обычного права в традиционном адыгском обществе все сословия, кроме домашних рабов, имели право ношения оружия, а следовательно и доступ к военной сфере. В воинский класс Черкесии, кроме князей и дворян, входило и крестьянство, включая и несвободные его категории. В отличие от Европы и той же России, где разрешалось носить оружие только дворянству и офицерам, в Черкесии на право ношения оружия ограничений сословного характера не было. Соответственно, раз все слои общества, кроме рабов, имеют право ношения оружия и входят в воинский класс, то и военная форма (одежда воинского класса) является общей для всех сословий.
Возможно, в этом единообразии мужского костюма можно услышать отголоски эпохи так называемой «военной демократии», когда не произошло еще разделения общества на классы и каждый свободный его член был воином, а вся мужская часть нации представляла собой армию.
На то, что национальная форма черкесов носит какую-то символическую нагрузку, обратил внимание Д. Лонгворт: «Есть, однако, одно обстоятельство, которое особенно заслуживает внимания: это поразительное единообразие их костюма, не только в целом, но и в мельчайших деталях и нюансах, что, придавая им сходство как членам одной семьи, вместе с тем является внешним выражением родства их чувств и обычаев, которое в действительности делает их единой семьей» 1, с. 532.
Действительно, одежда, различаясь по качеству, была единообразной по форме для всех сословий и выдерживалась в строгом военном стиле, без каких-либо украшений и национальных орнаментов. Европейцев вышеуказанные обстоятельства приводили часто в замешательство. Ввиду единообразия черкесских костюмов они не могли определить существовавшую между ними иерархию 2, с. 27.
В-четвертых, существенная особенность черкески – ее многофункциональность. В Европе и России, к примеру, одежда имела большие различия не только по сословному, но и по функциональному признаку – для выхода в свет и для охоты, для дома и для путешествий, для езды верхом и для пеших прогулок. В различных родах войск (морской флот, артиллерия, пехота и кавалерия) в зависимости от функционального предназначения форма военных также сильно различалась. Особенность черкески в том, что она служила одеждой на все случаи жизни: повседневной и парадной, военной и рабочей, домашней и походной. Она была одинаково удобной и практичной для всех трех основных родов войск, существовавших у черкесов: пехота, кавалерия и морской флот.
При создании тех или иных элементов материальной культуры, будь то оружие, конская сбруя или одежда, адыги (черкесы) всегда ставили на первое место практичность и функциональность, но и эстетика имела для них немаловажное значение, если при этом она не шла в ущерб функциональности. Одежда, как и все, что создает народ, носит отпечаток его менталитета и эстетических вкусов. Все те качества, которые вобрал в себя сложившийся у адыгов образ мужской красоты, – тонкая талия, широкие плечи, гордая осанка, легкость походки – подчеркивались при ношении черкески.
В милитаризованном черкесском социуме честь и достоинство стояли для каждого мужчины, независимо от социального статуса, превыше любых материальных, сословных, религиозных и иных ценностей. Принадлежность к воинскому классу, право ношения оружия и общенациональной военной формы обязывали носителей этой формы к определенному (достойному) стилю поведения. В социализации молодого поколения и обрядах инициации черкесская форма, как отмечал С.Х. Мафедзев, «играла большую воспитательную роль, как бы символизируя принадлежность к числу мужчин-воинов. Ведь вместе с одеждой подросток получал кинжал, а вскоре также другое оружие и коня» 3, с. 161.
Черкеска – не просто одежда, а определенный образ, которому необходимо следовать всем, кто ее носит. Умение носить черкеску подразумевало как раз умение достойно держать себя, имея в виду поведенческий аспект.
Особое отношение адыгских воинов к черкеске и способ ее ношения свидетельствовали о том, черкеска – прежде всего военная форма и в этом ее основная функция.
Для них главным было, чтобы черкеска была удобна, хорошо пригнана, не стесняла движений. Многочисленные источники, рисунки и фотографии времен Кавказской войны сообщают, что самые знаменитые воины и предводители ходили часто в рваных, залатанных в местах, пробитых пулями или разрубленных сабельными ударами, черкесках, щеголяя при этом самым дорогим и высшего качества оружием. 4, с. 125.
Как отмечал в своем «Этнографическом очерке черкесского народа» К.Ф. Сталь «…ходить оборванным не составляет малейшего стыда как для богатых, так и для бедных. Пренебрежение к щегольству обозначает даже настоящего наездника» 5, с. 247 .
Такой «боевой» вид черкески свидетельствовал о том, какой образ жизни вел ее хозяин. И, наоборот, новая черкеска, украшенная чрезмерно галунами, особенно на молодом человеке, могла вызвать не очень лестное мнение о ее владельце. «Заметим, – писал в связи с этим Хан-Гирей, – что слишком пышно одеваться почитается у них не очень приличным, почему стараются более щеголять вкусом, нежели блеском; чистоту же и опрятность предпочитают пышности» 6, с. 247.
Представители черкесской знати часто были одеты хуже своих подданных. Причиною тому служило то, что по черкесским обычаям князья и дворяне обязаны были проявлять щедрость и по первой просьбе обмениваться с просителем верхней одеждой. 7, с. 49–51.
Что касается цветовой гаммы черкесского национального костюма, то и здесь нашли отражение эстетические вкусы и особенности менталитета народа. Адыги не терпели в одежде ничего яркого, пестрого, вычурного. В традиционном комплексе черкесского мужского национального костюма все ткани – однотонные и очень редко используется одновременно более трех цветов.
О времени формирования черкески в классическом ее варианте, ставшем известным и получившем широкое распространение под этим названием, существуют разные мнения. По всей видимости, произошло это не ранее конца XVIII века. Все имеющиеся сведения о верхней одежде адыгов начала и середины XVIII века позволяют заключить, как отмечает известный специалист по одежде народов Северного Кавказа Е.Н. Студенецкая, что она настолько отличается от более поздних форм, что возникает вопрос о закономерности названия этой одежды черкеской 8, с. 30.
Черкеска имеет ряд особых отличий от сходных по покрою кафтанов, свиток и т.п. видов одежды предыдущего периода. Прежде всего, это газырницы – нашитые на груди с обеих сторон специальные кармашки для хранения газырей. Последние представляли собой специальные полые трубочки с готовыми зарядами пороха. Само слово «газырь» происходит от адыгского «хьэзыр», означающего «готовый». Первоначально газыри носили в кожаных сумках, укрепленных на поясе. Но пояс в экипировке воина и без того нес на себе большую нагрузку (на нем висели кинжал, шашка, пороховница, жирница, пистолет, оселок для заточки холодного оружия и другие предметы). Поэтому газырницы стали нашивать на черкеску. «На рисунках конца XVIII – начала ХIХ вв. показаны газырницы из кожи, чаще всего красного цвета, по краям обшитые галунами. Подобные газырницы как бы напоминают, – отмечает Е.Н. Студенецкая, – что когда-то они носились отдельно и входили в состав снаряжения воина. Кстати, колчаны, налучники, боевые рукавицы часто так же делали из красной кожи или сафьяна, особенно для знатных воинов. Позднее, когда газырницы прочно заняли свое место на груди черкески, их стали делать из той же ткани, что и черкеску» 8, с. 27.
Другое отличие черкески от предыдущих (известных только по рисункам) видов одежды – это особый крой. У черкески отсутствует ворот, грудь открыта, рукава – широкие, «у нее особый покрой с цельной, но зауженной по талии спинкой, цельными передками. Поэтому верхняя часть туловища плотно обтянута, а от талии книзу силуэт плавно расширяется за счет нижней части спинки, имеющей форму клина и отрезных от талии боковых клиньев. Однако черкеска XVIII века (если называть ее так) сильно отличается от вышеописанной. «Судить о ее покрое трудно, – отмечает Е.Н. Студенецкая, – так как его описания в источниках нет. А на рисунках того времени, относящихся к адыгам, черкеска выглядит более свободной, иногда даже мешковатой одеждой. Длина ее до колен или до половины бедра. Длинные узкие рукава внизу иногда имеют треугольный выступ, прикрывавший тыльную часть руки. Встречались также черкески с откидными рукавами, незашитыми от подмышки до локтя. В это отверстие могла продеваться рука, и иногда рукав черкески висел сзади от плеча… Грудь была не так сильно открыта как в поздних черкесках, а иногда от шеи до талии имелась застежка. В ряде случаев имелся воротник в виде невысокой стойки со скошенными спереди углами» 8, с. 17.
Таким образом, верхнюю одежду адыгов XVIII века можно только условно назвать черкеской, если иметь в виду тот классический вариант, получивший широкое распространение под этим названием в XIХ веке. То есть можно говорить о появлении нового вида одежды, ее смене в общенациональном масштабе с конца XVIII – первой четверти ХIХ века.
С чем это было связано? На наш взгляд, это было следствием широкого распространения среди адыгов огнестрельного оружия, приведшего сначала к сосуществованию в течение XVII – XVIII веков двух комплексов вооружения, а затем и смене его окончательно в течение ХIХ века.
Первый комплекс вооружения включал в себя как оборонительное, так и наступательное оружие. Оборонительное оружие состояло из шлема, кольчуги, налокотников и наручей. Данному доспеху соответствовал набор наступательного оружия: лук со стрелами, черкесская сабля и кинжал.
Существовала специальная одежда, созданная для этого комплекса вооружения, а именно: под кольчугу надевалась стеганная на вате короткая куртка, а поверх нее – другая, распашная, с короткими рукавами, из дорогой, красного цвета ткани.
С конца XVIII века лук со стрелами, а вместе с ними и длинные черкесские сабли со штыковым концом постепенно выходят из употребления. На смену им приходят и получают широкое распространение среди всех сословий воинского класса нарезные кремниевые ружья и легкие, удобные шашки. «Шашка, – писал Хан-Гирей, – ее носят обыкновенно при ружье, кто имеет ружье, тот должен иметь и шашку» 6, с. 228.
Именно с этим комплексом вооружения стала носиться черкеска как общенациональная форма одежды. Что касается кинжала, то он сохранился как непременный атрибут национального комплекса одежды и вооружения.
Теперь о термине «черкеска». На наш взгляд, термин «черкеска» вошел в русский язык через терских казаков, которые с XVI века обосновались на Тереке по соседству с кабардинцами. Помимо соседства заимствованию черкесского комплекса одежды и вооружения способствовала совместная военная служба терских казаков и кабардинцев. Начиная со второй половины XVI века целые кланы и отдельные представители кабардинских княжеских фамилий с подвластными дворянами поступали на российскую службу. Часть их в разное время была включена в состав казачьих полков или же несла совместно с казаками службу на южных рубежах Российской империи в качестве отдельных воинских подразделений.
В конце XVIII века запорожские казаки, поселенные на Кубани и положившие начало Кубанскому казачьему войску, также переняли полностью этот костюм от западных черкесов под тем же названием. В 40-х годах ХIХ века черкеска была официально утверждена как воинская форма казачьих войск на Кавказе.
Престижность и элегантность черкески способствовали тому, что вслед за казачеством она была заимствована высшими слоями русского общества и офицерским корпусом. Впоследствии черкесский национальный костюм вошел в официальный парадный гардероб царствующего дома Романовых.
Что касается Закавказья, то черкеска получила здесь распространение в Грузии и только в среде высших сословий. То, что она не стала общенациональным костюмом для всех слоев грузинского общества, свидетельствует о заимствованном характере этой одежды. Для черкесов же, как уже отмечалось, черкеска была народной, общенациональной формой одежды.
Черкеска и весь комплекс национальной одежды сохранялся в адыгской и казачьей среде вплоть до 30-х годов ХХ столетия, после чего он стал постепенно выходить из обихода. Вполне естественно, что в течение более чем векового бытования, под влиянием времени и моды, в одежде, в отдельных деталях костюма происходили некоторые изменения, но в целом сохранялись основные параметры национальной формы одежды. Так, например, во второй половине ХIХ века с выходом из употребления кремниевых ружей на черкеске перестали нашивать под газырницами специальные кармашки для хранения натруски. Сами газыри стали декоративным украшением черкески, количество их сократилось с 24 до I6. Газырницы, нашивавшиеся достаточно высоко, переместились чуть ниже. В начале ХIХ века в Кабарде, с установлением шариатского правления, возникла мода на длинные черкески, которые в предыдущий период были намного короче (до колен). В конце ХIХ и начале ХХ столетия постепенно из обихода стали выходить ноговицы и кожаная обувь без каблуков. На смену им пришли форменные кавалерийские сапоги, которые как бы сочетали в себе одновременно функции обуви и ноговиц. Самый подверженный переменам элемент черкесского комплекса одежды – головной убор – также претерпел изменения. После окончания Кавказской войны на смену высоким папахам, слегка суженным кверху, пришли такие же по форме, но более низкие. После Октябрьской революции форма папахи опять изменилась, теперь их стали делать невысокими и расширяющимися кверху.
В настоящее время черкеска хотя и не является повседневной одеждой народов КБР, наблюдается все более возрастающий интерес к ней со стороны коренных народов. И молодежь, и представители среднего и старшего поколения стремятся иметь в своем гардеробе комплект национальной одежды. Все чаще на церемонии бракосочетания и при совершении свадебных обрядов молодожены отдают предпочтение перед европейскими костюмами своей национальной одежде.
Подтверждением стремления молодежи к своим этническим корням и национальной атрибутике является проведение в Кабардино-Балкарской Республике Дня национального костюма. Кроме тех мастеров, которые работают над возрождением и исторической реконструкцией национального мужского и женского костюма, появилась целая плеяда талантливых дизайнеров и модельеров, которые работают над дальнейшим развитием, стилизацией национального костюма и отдельных его элементов.
Нужно отметить, что это общемировая тенденция: в современной моде, музыке и других областях искусства наблюдается всплеск интереса к этнокультуре, стремление к ее синтезу с общемировой культурой.
Литература
Лонгворт Дж.А. Год среди черкесов // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII–XIX вв. (Далее АБКИЕА). Нальчик, 1974. С. 531–584.
Спенсер Эд. Путешествие в Черкесию. Майкоп, 1994. 153 с.
Мафедзев С.Х. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов в XIX – начале XX в. Нальчик, 1991. 254 с.
Хамар-Дабанов Е. Проделки на Кавказе. Ставропольское книжное издательство, 1986. 256 с.
Сталь К.Ф. Этнографический очерк черкесского народа // Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Нальчик: Изд. Центр Эль-ФА, 2001. Т. 1. C. 185–278.
Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик, 1992. 346 с.
Интериано Дж. Быт и страна зихов, именуемых черкесами. Достопримечательное повествование // АБКИЕА. С. 43–52.
Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа. М., 1989. 287 с.
Учреждение РАН
«ФГБУН Кабардино-Балкарский Институт гуманитарных исследований КБНЦ РАН»
360000, г. Нальчик, ул. Пушкина, 18
E-mail: marzeibach@mail.ru
Автор: Асланбек Марзей
Свежие комментарии