Один из самых устойчивых мифов о столь популярной ныне "фланкировке шашкой", это миф о том, что она помогает "почувствовать" оружие и учит лучше владеть им. Однако инструкторы армейского фехтования начиная с конца XVIII века и вплоть до фактического исчезновения длинных клинков с поля боя, требовали от новобранцев осваивать другие упражнения, не имеющие ничего общего с "чертями", "колобродами" и прочими прямыми и обратными "восьмерками", которые ныне предлагают "учителя" фланкировки.
..Один из самых устойчивых мифов о столь популярной ныне "фланкировке шашкой", это миф о том, что она помогает "почувствовать" оружие и учит лучше владеть им. Однако инструкторы армейского фехтования начиная с конца XVIII века и вплоть до фактического исчезновения длинных клинков с поля боя, требовали от новобранцев осваивать другие упражнения, не имеющие ничего общего с "чертями", "колобродами" и прочими прямыми и обратными "восьмерками", которые ныне предлагают "учителя" фланкировки.
Самым распространенным упражнением, направленным на приучение ученика к клинку, и которое можно встретить почти во всех методических пособиях, предназначенных для обучения армейцев в конце XVIII - XIX веках, было упражнение у специальной мишени, схематически изображавшей лицо человека. Лицо пересекалось линиями, показывавшими направления движения клинка.
Самая простая мишень с линиями, обозначающими шесть ударов (илл. 2), была известна уже во второй половине XVIII века практически во всех европейских школах армейского фехтования. Все шесть ударов осваивались по разделениям, выполнялись только запястьем (на прямой руке) и доводились до максимальной скорости. После этого, как писал Дж.Г. Ле Марчант в своем фехтовальном пособии,
Следует обратить внимание на то, что быстрое выполнение этого упражнения (всех шести ударов) похоже на то, что ныне демонстрируют любители фланкировки, но при этом это именно удары, т.е. лезвие клинка находится в плоскости удара. И, кроме того, особое внимание требовалось уделять боевой стойке, поскольку она не только защищала фехтующего, но все удары начинались из нее и заканчивались ею. Рекомендую знатокам "чертей", "колобродов" и "восьмерок" выполнить его: на прямой руке одним запястьем с саблей, весившей в те времена 1000 - 1200 г.
Более сложную мишень предлагал в своем пособии "Новая система фехтования с саблей для пехоты", изданном в 1876 году, Ричард Бертон. Она изображала уже не лицо, а ростовую фигуру и допускала двенадцать ударов (илл. 4). Все удары должны были выполняться сначала из позиции "защита" (в терции или кварте, см. илл. 1), а потом из положения "выпад". При этом предписывалось:
Подчеркну еще раз: следует обратить внимание на то, чем отличается выполнение этих упражнений от упражнений, которые входят в фланкировку:
2. Оружие всегда находится между фехтующим и целью, защищая его. Никаких уводов клинка в ту или иную сторону и тем более за спину, так любимых нынешними фланкировщиками. Любое отведение оружия из боевой плоскости открывает фехтующего для атаки противника.
3. Лезвие клинка всегда находится в плоскости удара. Любое его отклонение из этой плоскости, которое часто имеет место в фланкировочных упражнениях, резко снижает эффективность удара.
В целом эти упражнения не только дают "ощущение"оружия, но и приучают обращаться с ним правильно и предельно эффективно: любое движение клинка должно иметь целью либо атаку, либо защиту, а все, что не служит этим целям, как говорили раньше, от лукавого. Ну или от тех, кто придумал "черта", "колоброды" и прочий набор красиво звучащий набор псевдоупражнений с боевым длинноклинковым оружием.
Да и мышцы с связками эти упражнения, повторяемые на каждом уроке и не по одному десятку раз, развивают ничуть не хуже (если не лучше) фланкировки. Как уже отмечал выше, попробуйте выполнить шесть (а лучше двенадцать) ударов с максимальной быстротой пятнадцать раз, как рекомендовал, например, Р. Бертон. Перед началом каждого урока. Рекомендую!
Как удивляли владением саблей в XIX веке можно прочитать здесь.
Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях. Спасибо!
Источник
Свежие комментарии