На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

О кабардинцах

Происхождение и военная сила. Кабардинцы происходят от отрасли черкесы и считаются многолюднейшим народом из населяющих Кавказские горы. Они по сию пору на оные значительно влияют и в случае необходимости ополчить могут до 10 тысяч ратников. Дух народный. Они вообще умны, горды, своевольны... сверх того одарены видным и крепким телосложением, храбры, отважны, неутомимы, скоры, предприимчивы, но осторожны и сметливы, наездники отличные и с удивительной ловкостью управляют конем и оружием.

Хотя и щеголеваты в одеянии, оружии, добрых конях и ратной сбруе, но чужды роскоши. Баран — ходячая их монета, богатство — скот, торговля бедная, земледелие плохое, нравы строгие, жилище простое. О нравах вообще. Долг мести. Кабардинцы по общему народному обычаю не токмо право, но долг имеют отмщать за оказанные им обиды. Долг отмщения почитается родовой и потомственной обязанностью. Бывали примеры, что целые семьи истреблялись за бездельную отдаленнейших предков ссору, но таковые примеры, как я уже сказал, теперь не столь часты. Долг благодарности. Как непримирима вражда кабардинца за оскорбление, так благодарность за соделанное добро неизменна. Долг благодарности к благодетелю, хотя б иноземец, и роду его изъявляет потомственно весь род обязанного. Долг дружбы. Кабардинцы свято хранит взаимно данное слово; друг же за своего друга умереть готов. Дружба дает право располагать дружеским имуществом как своим собственным, кроме оружия, почитаемого родовым достоянием. Иноземец может под кровом дружбы безопасно в горах путешествовать. Князь, друг его, ему сопутствует или передает с рук на руки другому, который равномерно в безопасности его до известного времени или места ручается. Почтение к старости. Старость у кабардинцев в таковом же, как у древних лакедемонцев, почтении; молодой князь уступает место и не садится перед князем, старейшим ого летами. Обращение с женщинами. Жены не вмешиваются ни во что и никому из мужчин не показываются, даже самые мужья редко днем их посещают. Они за стыд поставляют проводить время с женами; по мнению их, такое обращение означает изнеженность нравов и ослабление воинского духа и по сей причине почитают такового неспособным к предприятию чего-либо отважного или полезного для общества, а посему и достойным презрения. У всякого князя и у богатых узденей выстроены для жен [49] особые мазанки, обнесенные столь частым забором, что с улицы ничего за оным не видно. Женщинам воздают, однакож, они должное уважение, в присутствии их никому не несут обиды: и даже гонимый мстительным мечом найдет свое спасение, прибегнув к женщине, тогда жизнь его останется безопасна, но покрывается вечным бесславием. Дочери воспитываются матерями, а сыновья — вне дома. Воспитание сыновей. Князь вручает сына своего и власть родительскую довереннейшему из отличнейших узденей своих, который с малолетства приучает его ездить верхом, сражаться, бодрствовать и терпеть нужду, родовыми же правилами и предрассудками воспламеняя в нем привязанность к родине и дух воинский, удалым молодцом возвращает его родителю, который редко или вовсе с ним до того времени не видался. Гостеприимство. Гостеприимство свято наблюдается. Странствующий единоземец в горах где бы ни пристал, даже в отсутствие хозяина, пользуется всеми его правами, кроме входа к женам. Воздержанность. Кабардинцы весьма воздержаны и легко сносят голод и нужду. Вместо хлеба едят просяную кашу, и выезжая на промысел, поджаривают ее на сале, отчего оная так сытна становится, что малого ее количества достаточно на долгое время, почему и лошадей своих к ней приучают. Язык. Кабардинцы имеют свой особенный язык. Многие князья и уздени, кроме собственного языка, знают по-русски и по-татарски. Состояние ремесел. Ремесла у них в лучшем состоянии, нежели науки. Они искусно выделывают различные металлические вещи, особливо для украшения своей ратной и конной сбруи нужные. Женщины же все вообще занимаются разными рукоделиями, ткут довольно изрядные сукна, разные тесьмы, и шьют все нужные для себя и мужей одеяния. Промышленность. Скотоводство и пчеловодство составляют главные предметы их хозяйства, хлебопашество же у них еще в младенчестве; они до сих пор сеяли одно только просо, теперь же начинают разводить и рожь. Состояние торговли. Торговля у кабардинцев весьма ограниченна. Они не имеют своих денег, баран (как я уже сказал) составляет их ходячую монету. Торговлю с ними производят обыкновенно меной: получая от нас [50] соль, хлеб, сукно, холст, ситец, сафьян и разные металлы, на обмен дают лошадей, баранов, сало, шерсть, воск, мед и прочее. Вооружение. Обычное оружие кабардинцев: ружье, пистолеты, кинжал и шашка (Клинок шашки длиной с обыкновенную саблю, но узок и имеет два небольших изгиба, рукоять простая и ножны лубочные, обтянутые кожей или сафьяном, вообще шашки очень легки. (Примеч. авт.)); одеваются вообще легко, но кто сможет купить панцирь и шлем, выезжает на бой в полном вооружении; князья отличаются; луком, колчаном со стрелами и саблей вместо шашки, коей клинок прямой и длинный, а рукоять как у древних мечей. Лошади. Кабардинские лошади резвы, сносны и довольно статны. Кабардинец на некованном добром коне своем с невероятной быстротой носится по крутым и увесистым, едва приметным между скал и пропастей, тропинкам. [1815-1818] неизвестный автор Текст воспроизведен по изданию: Описание кабардинцев // Русские авторы XIX века о народах центрального и северо-западного Кавказа. Том 1.

О кабардинцах Происхождение и военная сила. Кабардинцы происходят от отрасли черкесы и считаются многолюднейшим народом из населяющих Кавказские горы. Они по сию пору на оные значительно влияют и в случае необходимости ополчить могут до 10 тысяч ратников. Дух народный. Они вообще умны, горды, своевольны... сверх того одарены видным и крепким телосложением, храбры, отважны, неутомимы, скоры, предприимчивы, но осторожны и сметливы, наездники отличные и с удивительной ловкостью управляют конем и оружием. Хотя и щеголеваты в одеянии, оружии, добрых конях и ратной сбруе, но чужды роскоши. Баран — ходячая их монета, богатство — скот, торговля бедная, земледелие плохое, нравы строгие, жилище простое. О нравах вообще. Долг мести. Кабардинцы по общему народному обычаю не токмо право, но долг имеют отмщать за оказанные им обиды. Долг отмщения почитается родовой и потомственной обязанностью. Бывали примеры, что целые семьи истреблялись за бездельную отдаленнейших предков ссору, но таковые примеры, как я уже сказал, теперь не столь часты. Долг благодарности. Как непримирима вражда кабардинца за оскорбление, так благодарность за соделанное добро неизменна. Долг благодарности к благодетелю, хотя б иноземец, и роду его изъявляет потомственно весь род обязанного. Долг дружбы. Кабардинцы свято хранит взаимно данное слово; друг же за своего друга умереть готов. Дружба дает право располагать дружеским имуществом как своим собственным, кроме оружия, почитаемого родовым достоянием. Иноземец может под кровом дружбы безопасно в горах путешествовать. Князь, друг его, ему сопутствует или передает с рук на руки другому, который равномерно в безопасности его до известного времени или места ручается. Почтение к старости. Старость у кабардинцев в таковом же, как у древних лакедемонцев, почтении; молодой князь уступает место и не садится перед князем, старейшим ого летами. Обращение с женщинами. Жены не вмешиваются ни во что и никому из мужчин не показываются, даже самые мужья редко днем их посещают. Они за стыд поставляют проводить время с женами; по мнению их, такое обращение означает изнеженность нравов и ослабление воинского духа и по сей причине почитают такового неспособным к предприятию чего-либо отважного или полезного для общества, а посему и достойным презрения. У всякого князя и у богатых узденей выстроены для жен [49] особые мазанки, обнесенные столь частым забором, что с улицы ничего за оным не видно. Женщинам воздают, однакож, они должное уважение, в присутствии их никому не несут обиды: и даже гонимый мстительным мечом найдет свое спасение, прибегнув к женщине, тогда жизнь его останется безопасна, но покрывается вечным бесславием. Дочери воспитываются матерями, а сыновья — вне дома. Воспитание сыновей. Князь вручает сына своего и власть родительскую довереннейшему из отличнейших узденей своих, который с малолетства приучает его ездить верхом, сражаться, бодрствовать и терпеть нужду, родовыми же правилами и предрассудками воспламеняя в нем привязанность к родине и дух воинский, удалым молодцом возвращает его родителю, который редко или вовсе с ним до того времени не видался. Гостеприимство. Гостеприимство свято наблюдается. Странствующий единоземец в горах где бы ни пристал, даже в отсутствие хозяина, пользуется всеми его правами, кроме входа к женам. Воздержанность. Кабардинцы весьма воздержаны и легко сносят голод и нужду. Вместо хлеба едят просяную кашу, и выезжая на промысел, поджаривают ее на сале, отчего оная так сытна становится, что малого ее количества достаточно на долгое время, почему и лошадей своих к ней приучают. Язык. Кабардинцы имеют свой особенный язык. Многие князья и уздени, кроме собственного языка, знают по-русски и по-татарски. Состояние ремесел. Ремесла у них в лучшем состоянии, нежели науки. Они искусно выделывают различные металлические вещи, особливо для украшения своей ратной и конной сбруи нужные. Женщины же все вообще занимаются разными рукоделиями, ткут довольно изрядные сукна, разные тесьмы, и шьют все нужные для себя и мужей одеяния. Промышленность. Скотоводство и пчеловодство составляют главные предметы их хозяйства, хлебопашество же у них еще в младенчестве; они до сих пор сеяли одно только просо, теперь же начинают разводить и рожь. Состояние торговли. Торговля у кабардинцев весьма ограниченна. Они не имеют своих денег, баран (как я уже сказал) составляет их ходячую монету. Торговлю с ними производят обыкновенно меной: получая от нас [50] соль, хлеб, сукно, холст, ситец, сафьян и разные металлы, на обмен дают лошадей, баранов, сало, шерсть, воск, мед и прочее. Вооружение. Обычное оружие кабардинцев: ружье, пистолеты, кинжал и шашка (Клинок шашки длиной с обыкновенную саблю, но узок и имеет два небольших изгиба, рукоять простая и ножны лубочные, обтянутые кожей или сафьяном, вообще шашки очень легки. (Примеч. авт.)); одеваются вообще легко, но кто сможет купить панцирь и шлем, выезжает на бой в полном вооружении; князья отличаются; луком, колчаном со стрелами и саблей вместо шашки, коей клинок прямой и длинный, а рукоять как у древних мечей. Лошади. Кабардинские лошади резвы, сносны и довольно статны. Кабардинец на некованном добром коне своем с невероятной быстротой носится по крутым и увесистым, едва приметным между скал и пропастей, тропинкам. [1815-1818] неизвестный автор Текст воспроизведен по изданию: Описание кабардинцев // Русские авторы XIX века о народах центрального и северо-западного Кавказа. Том 1.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх