Как и в русской кавалерии, где с самого начала XIX века соперничали две, если так можно сказать, методики обучения владению длинноклинковым оружием (одна, требовавшая учить солдата минимуму приемов, причем в основном атакам, и вторая, требовавшая обучать все того же солдата весьма большому диапазону атак и защит), в русской пехоте, начиная с все того же самого начала XIX века и практически вплоть до Первой Мировой войны, соперничали ровно такие же две школы.
Одна требовала от солдата быстрого набегания на противника и фактически одного, но сильного и точного удара (укола) штыком, вторая предписывала обучать солдата премудростям индивидуального фехтования штыком, которые позволяли бы ему выстоять не только в борьбе один на один с таким же пехотинцем, но и в борьбе с одним, двумя и даже тремя одновременно атакующими противниками, которые к тому же могли быть кавалеристами...Как и в русской кавалерии, где с самого начала XIX века соперничали две, если так можно сказать, методики обучения владению длинноклинковым оружием (одна, требовавшая учить солдата минимуму приемов, причем в основном атакам, и вторая, требовавшая обучать все того же солдата весьма большому диапазону атак и защит), в русской пехоте, начиная с все того же самого начала XIX века и практически вплоть до Первой Мировой войны, соперничали ровно такие же две школы. Одна требовала от солдата быстрого набегания на противника и фактически одного, но сильного и точного удара (укола) штыком, вторая предписывала обучать солдата премудростям индивидуального фехтования штыком, которые позволяли бы ему выстоять не только в борьбе один на один с таким же пехотинцем, но и в борьбе с одним, двумя и даже тремя одновременно атакующими противниками, которые к тому же могли быть кавалеристами.
Впрочем, эффективность той или иной методики проверялась в те времена довольно просто: устраивались парные поединки, в которых адепты того или иного направления могли на практике показать собственные преимущества и недостатки конкурентов. Результат, однако, всегда бывал однозначным. Как писал в небольшой заметке в военной газете "Русский инвалид" А. Полторацкий,
Впрочем, едва ли не первый подобный поединок, солдата с фехтовальщиком, имел место еще сразу после окончания наполеоновских войн, когда в русской армии сформировалась мода на фехтование, активно продвигавшаяся в первую очередь в гвардейских кавалерийских и пехотных частях. Об этом любопытном эксперименте по введению фехтования на штыках в Лейб-Гвардии Преображенском полку рассказал в своих "Воспоминаниях" А.С. Гангеблов. В этом эксперименте сошлись гренадер этого полка и приглашенный австрийский мастер фехтования на штыках (к сожалению, безымянный):
Однако фехтование штыком все-таки стали вводить - на волне общего увлечения русской армией фехтованием: кавалеристы изучали удары направо назад и закрытия слева, а пехотинцы, не отставая от них, "уколы как сильнейшие бросания", отводы вражеских штыков, одиночные и двойные шаги и прочие фехтовальные премудрости. Фехтование штыком все-таки стало вводиться в пехотных полках, для чего была создана специальная школа, готовившая инструкторов. В 1829 году этот вид фехтования был включен в программу подготовки солдат, а в 1830 году появилось первое пособие по фехтованию штыком, разработанное австрийским капитаном Ренгау. Это пособие действовало в русской армии до 1843 года. В этом году появилось новое фехтовальное пособие "Начертание правил фехтовального искусства", разработанное русским фехтмейстером Н.В. Соколовым и включавшее новый диапазон приемов фехтования штыком. Впрочем, ближе к концу XIX века маятник моды качнулся назад, и в русской пехоте победила уже школа штыкового боя, а не школа фехтования штыком. Как, впрочем, и в кавалерии победила аналогичная школа "одного, первого и единственного удара". Но это уже тема другой статьи.
Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях. Спасибо!
Источник
Свежие комментарии