На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Compay Segundo
    Это прибрежные шапсуги, которые переселились под давлением русских в конце русско-кавказской войны. Конкретно Абатов ...Вооруженная борьб...
  • Фаризат
    Аул Эрсакон в Карачаево-Черкесии раньше носил название "Абатовский", по имени князя Абатова Магомета, который, по рас...Вооруженная борьб...

Об Османской империи второй половины XIX века

В середине XIX в. Османская империя находилась в состоянии затяжного социального и политического кризиса. Реформы эпохи Тан-зимата не смогли остановить разложение основ турецкого феодального государства и его распад. Некогда могущественная держава представляла собой экономически отсталую сельскохозяйственную страну с низким уровнем развития производительных сил.

Путешественник-европеец, побывавший в Османской империи в 70-х годах XIX в., писал: «Сельское хозяйство в Турции еще стоит на той же ступени, что более чем 2000 лет назад: примитивный плуг, незнание системы удобрений, молотьба зерна, как во времена Моисея».

Об Османской империи второй половины XIX векаВ середине XIX в. Османская империя находилась в состоянии затяжного социального и политического кризиса. Реформы эпохи Тан-зимата не смогли остановить разложение основ турецкого феодального государства и его распад. Некогда могущественная держава представляла собой экономически отсталую сельскохозяйственную страну с низким уровнем развития производительных сил. Путешественник-европеец, побывавший в Османской империи в 70-х годах XIX в., писал: «Сельское хозяйство в Турции еще стоит на той же ступени, что более чем 2000 лет назад: примитивный плуг, незнание системы удобрений, молотьба зерна, как во времена Моисея».
Крупные помещики повсеместно владели большей и лучшей частью земель, сдавая их обычно в аренду крестьянам на основе издольщины. При дележе урожая помещик беззастенчиво грабил зависевшего от него арендатора. Поэтому издольщина крайне отрицательно влияла на развитие сельского хозяйства страны. В некоторых районах империи, наряду с издольщиной, сохранились и такие средневековые способы феодальной эксплуатации крестьянства, как барщина и оброк.
Налоговая система Османской империи также тормозила прогресс сельского хозяйства. Право на взимание натурального налога ашар (десятины), как правило, отдавалось правительством на откуп. Произвол откупщиков превращал ашар в четверть или даже треть урожая. Разорение крестьян вело к уменьшению сельскохозяйственного производства. Налоги на землю и на скот, прочие поборы взимались правительственными чиновниками, также чинившими беззаконие.
Были и иные причины, мешавшие развитию сельского хозяйства, — крайняя неразвитость транспортной сети, внутренние таможенные барьеры, натуральное хозяйство в глубинных районах Анатолии. Длина всех железных дорог империи составляла в 70-х годах лишь 1600 км. Шоссейных дорог почти не было, а грунтовые находились, как правило, в очень плохом состоянии.
Промышленность была развита слабо. Османская империя покупала в Европе почти все предметы потребления, за исключением сельскохозяйственных продуктов. В жалком состоянии были немногочисленные предприятия добывающей промышленности. Технический уровень горных заводов был столь низок, что при переработке руды терялось от 20 до 40% металла. В полный упадок пришло и некогда развитое текстильное производство.
В эпоху Танзимата указами султана якобы гарантировалась безопасность жизни и имущества подданных империи. На практике же именно отсутствие этих гарантий было в 60 — 70-х годах важнейшим препятствием промышленному развитию страны, развитию капиталистических отношений в экономике. По-прежнему повсеместным явлением были «законные» поборы и взяточничество. Продавались и покупались практически все звенья государственной машины — от важнейших постов в центральном и правительственном аппарате до рядовых должностей. Неуверенность в завтрашнем дне также побуждала к произволу чиновников всех рангов, стремившихся награбить побольше и побыстрее.
Существовали и немаловажные внешние факторы, препятствовавшие развитию экономики Османской империи. Иностранный капитал стремился превратить ее в рынок сбыта европейских промышленных товаров и источник дешевого сельскохозяйственного сырья. Проникновение иностранного капитала в экономику Османской империи ощутимо усилилось в 60 — 70-х годах XIX в., что стало началом фактического превращения ее в полуколонию. С середины 50-х годов Порта постоянно гасила дефицит государственного бюджета посредством внешних займов. Растущая зависимость от иностранного капитала проявилась и во внешней торговле.
Несмотря на столь трудное экономическое положение, султан и Порта расточительно распоряжались доходами государства. Баснословные суммы тратились на содержание двора, строительство дворцов, покупку за границей новейшего вооружения и на пополнение флота. К общей картине плачевного состояния финансов следует добавить казнокрадство в военных ведомствах, махинации поставщиков снаряжения и продовольствия для армии и флота. Коррупция была нормой деятельности всех правительственных ведомств как в столице, так и в провинции. Взяточничество и хищения, вымогательство и протекционизм, пренебрежение к закону были характерны для всех областей административной жизни империи в XIX в. Права ее подданных были и после реформ мало защищены от произвола бюрократического аппарата.
Внутриполитическое положение страны в 60 — 70-е годы было весьма напряженным. Турецкая лира резко обесценилась, росла дороговизна и быстро падал жизненный уровень населения. В Османской империи в середине XIX в. продолжали набирать силу национально-освободительные движения болгар, сербов, боснийцев, греков, армян, курдов.
Внешнеполитическое положение империи в середине XIX в. было также весьма неблагоприятным. После Крымской войны ее внешняя политика все более теряла самостоятельность. Европейские державы постоянно и по любому поводу вмешивались во внутренние дела некогда могущественной державы. Если она и не была окончательно поделена между колониальными державами Европы, то только потому, что прямому захвату османской территории мешало их соперничество. Она стала объектом непрекращающейся дипломатической борьбы империалистических государств за преобладающее экономическое и политическое влияние.
Социальное развитие народов Османской империи происходило в новое время в крайне сложных экономических и политических условиях. Иностранный капитал, игравший свойственную ему роль в экономическом развитии страны, превращал ее в аграрно-сырьевой придаток Запада, способствуя прежде всего росту производства ряда технических культур. Процесс разделения труда и развития капиталистических отношений в деревне вел к усилению классовой дифференциации крестьянства и появлению помещиков-капиталистов. В городах иностранные концессионеры строили фабрики и заводы. В районах прокладки железных дорог возникли связанные с ними предприятия и мастерские, возрастала товарность сельскохозяйственного производства. Росла добыча полезных ископаемых, в частности угля.
Все это способствовало укреплению торговой и зарождению промышленной буржуазии. Историческое становление капиталистических отношений в Османской империи дало о себе знать и в появлении компрадорской буржуазии, состоявшей преимущественно из представителей нетурецкого слоя населения и тесно сотрудничавшей с иностранным капиталом.
Вместе с развитием капиталистических отношений в сельском хозяйстве и промышленности происходило втягивание империи в международную торговлю и образование единого внутреннего рынка. Однако этот процесс тормозился крайней неразвитостью коммуникаций и существованием системы внутренних таможенных пошлин. Таким образом, во второй половине XIX в. Османская империя фактически постепенно потеряла свою независимость. Неизбежному наступлению социально-экономических прогрессивных изменений мешали феодальный султанский режим и своекорыстная политика иностранного капитала.
Все это объективно создавало почву для активизации тех прогрессивных сил турецкого общества, которые в течение нескольких десятилетий пытались идти путем реформ, и которые составили социальную базу конституционного движения 60—70-х годов XIX в. Эти силы оказали большое влияние на дальнейшее развитие Турции, в том числе на социально-экономическое и политическое положение кавказских горцев, оказавшихся там во второй половине XIX в.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх