Что писал в 1861 году один из франков из Палестины в издании на французском языке НОВЫЙ ПРОЕКТ ЧЕРКЕСЫ: НЕТЛЕННЫЕ СТРАНИЦЫ "АЗИАТСКИЕ НАЦИОНАЛЬНОСТИ И ЧЕРКЕСИЯ"...
Что писал в 1861 году один из франков из Палестины в издании на французском языке НОВЫЙ ПРОЕКТ ЧЕРКЕСЫ: НЕТЛЕННЫЕ СТРАНИЦЫ
"АЗИАТСКИЕ НАЦИОНАЛЬНОСТИ И ЧЕРКЕСИЯ"
"Черкесы разделены на племена (субэтносы), количество которых трудно уточнить.
Основными являются берзеджи, зевши, детши, чилезах и другие менее значительные. Чаще всего они разделены между собой, но во время войны они все вместе выступают против общего врага. Черкесы одного субэтноса не женятся на своих, предпочитая искать жен в другом субэтносе. Родители указывают своим дочерям того, за кого они должны выйти замуж, но они свободны согласиться или нет с этим выбором. Эта система делает частыми похищения.Племена (субэтносы) или кланы делятся на три класса: пши или аристократы; тфокотли, свободные люди или буржуа; люди пши или наследственные домашние, которые многочисленны и носят имя их хозяев.
Пши являются политическими и военными предводителями страны, но они делят административные и юридические компетенции с тхамадами и старейшинами, избранными среди пши и тфокотлей без различия и образуют вместе совет каждого субэтноса.
Дела общего интереса представляются перед ассамблеей, которая проходит в Онбук, Шапсих, Ноткач, Апсах, Псонхон, Мудаир и т.д.; дела, касающиеся всей страны, обсуждаются на общей ассамблее, которая проводится ежегодно в мае в гороже Догаи под руководством предводителя аристократии.
Все функции абсолютно бесплатны.
Тфокотли, свободные люди или буржуа, независимы от пши и занимаются по своему выбору коммерцией или производством. В их обязанности входят только военная служба и налоги, востребованные на общие нужды, такие как десятина, и т.д.
Домашние слуги пши отличаются от слуг тем, что они прикреплены не к земле, не крепостные, а только к своему хозяину. Именно им вменяется культивировать земли, и они должны своим хозяевам половину произведенного сырья, взращённого зерна. Они обязаны служить в их домах им и их гостям и их обеспечивать дровами. Остальное время принадлежит им; они свободны работать на себя, заниматься перевозками, растить домашних животных, и не редко они становятся богатыми. Но им вменяется право носить оружие только во время междоусобных воин сеньоров.
Все остальные черкесы, как только достигают определенного возраста, должны, наоборот, нести военную службу. Раненные и калеки занимаются, соразмерно своим силам, несколькими видами работ: они становятся кузнецами, оружейниками, шорниками, мастерами золотых и серебряных дел, и т.д.
Жены пши не работают совсем, они занимаются одеждой своих мужей. Жены домашних делают всё остальное.
Жены тфокотлей, наоборот, очень трудолюбивые; они шьют одежду для себя, своих мужей и своих детей, не считая кухню. Когда в доме чужой, именно они принимают его, отдают ему почести; то, что кажется совершенно привычным в Европе, но абсолютно странно на Востоке, где все женщины, христианки и мусульманки, не допускаются до законной торговли с иностранцами. Впрочем, молодые девушки, даже мусульманки, выходят без вуали, так же как и замужние женщины-христианки, и только жены тех, кто хвастаются, что они настоящие мусульмане, считают себя обязанными скрывать свое лицо.
Все девушки работают очень мало и наслаждаются свободой. Жены домашних князя так же, как и их мужья, могут заниматься своим домом только после работ в доме их хозяина.
Гостеприимство – это главная добродетель черкесов.
Всякий, кто приходит в один из их родов и желает стать его частью, должен только взять на себя обязательство, взяв клятву быть преданным и разделять его привязанности и вражду. Со своей стороны, род ему обещает помощь и содействие и считает его одним из своих детей. Как следствие, он не может жениться на женщине того же рода. Князья, тфокотли и уорки, если они богаты, то держат дома открытыми для каждого гостя: среди них столько же личностей, сколько же ленивых и нескромных, которые бродят от дома к дому целый год, без особых трат. Чужестранец остается под защитой своего хозяина, даже после того, как покинет его дом. А если, по его возвращению, на него нападают или его оскорбляют в пути, хозяин считает это оскорблением для себя и не находит покоя, пока не смоет эту обиду.
Известно из предыдущих источников, что Черкесия является военно-аристократической федерацией с представительской формой и устойчивой муниципальной организацией.
В отличие от того, что имеет место быть в остальной части Востока, религия не устанавливает между черкесами никакого политического и социального отличия; так же, как и в Европе, эти отличия приобретаются с рождения.
Титул князя передается по наследству, как у пэров Англии; но, так же, как в Англии, класс свободных людей занимает большую часть в правительстве через его представителей или тхамад.
Наконец, чтобы войти в черкесскую семью, отречение не обязательно, натурализация чисто политическая. В этом как раз и заключается отличительное свойство настоящей национальности.
Военная организация черкесов полностью соответствует их гражданскому устройству. Их армия действует не на постоянной основе, но она регулярная и не имеет ничего общего с многочисленными и недисциплинированными армиями Востока, которые кидаются на неприятеля по воле случая; что больше походит на ландвер. Каждый клан собирает своё войско под командованием 8 капралов и 6 сержантов, и им руководит князь. Только тфокотли и князья одни имеют право сражаться за национальную безопасность, и только среди последних выбирается высшее командование.
Черкесы используют конницу и пехоту, смотря по тому, что они ведут сражения как на равнине, так и в горах, и более многочисленна у них конница.
Эти два вида армии не смешиваются, и, как это часто бывает у варварских народов, один и тот же человек не может быть одновременно пехотинцем и всадником.
Впрочем, они не теряют время попусту, наступая рядами в сражении, а ограничиваются партизанской войной, где их чудесная ловкость, как пеших, так и тех, кто верхом, делает их очень опасными для русских войск, мощных, но тяжелых. Черкесская армия не принуждает себя к строгому постоянству в одежде и экипировке; каждый следует своим представлениям. Тем не менее, военные отличаются с первого взгляда от остальной части населения своей простой, строгой и легкой униформой, которая выделяется элегантностью их форм и хорошо известна в Европе благодаря черкесам из царской охраны.
Странная вещь! Черкесы атакуют русские крепости своей конницей. Она бросается с натянутыми поводьями на стены, чтобы избежать летящих снарядов, ступает на землю под крепостной насыпью, и тут же поднимается на штурм. Этот манёвр, настолько же единичный, насколько отважный, часто приносит ей успех.
Из всего того, что нами только что сказано, следует, что черкесская национальность наиболее странная аномалия, которая встречается в истории Ислама. Она сформирована как федеративная и элективная республика с национальным представительством на нескольких уровнях, с аристократией в основном наследственного типа, кодексом и, в большинстве случаев, со светским судом.
Их женщины показываются в обществе и пользуются некоторым домашним авторитетом, то чего нет ни у армян, ни у сирийских христиан.
Одним словом, социальная организация Черкесии намного продвинута, чем организация двух больших государств, которые желают её захватить, и энергичное сопротивление, с которым она им противостоит, совершенно правомерно".
Правительство утвердило обновленную программу льготного автокредитования
Вирусологи допустили возможность заражения коронавирусом во время купания
Правительство утвердило повышение максимальных сумм кредитов по программе льготной ипотеки под 6,5%
Инженеры из США научились передавать ощущение тепла и холода через гарнитуру виртуальной реальности
Суд Франции признал виновными бывшего премьера и его супругу в финансовых правонарушениях
Источник
Свежие комментарии